Все о пенсиях в России

18:03Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

Клиентам прогоревших турагентств хотят возмещать полную стоимость путёвки

Деньги заморозят на специальном счёте и не отдадут туроператору, пока он не исполнит свои обязательства

11.01.2022 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Клиентам прогоревших турагентств хотят возмещать полную стоимость путёвки
Майя Ломидзе © Тимур Ханов/ПГ

Ростуризм предложил страховать туристов по аналогии с дольщиками через эскроу-счета: продавшая путёвку компания не получит деньги, пока люди не вернутся с отдыха. Такие предложения содержатся в новом законопроекте «О туризме и туристической деятельности», представленном для общественного обсуждения в конце прошлого года. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе рассказала «Парламентской газете», как новые правила изменят работу отрасли и смогут ли они защитить туристов.

- Майя Арчиловна, как новый документ предлагает защищать туристов от потери денег?

- Предложено два инструмента. Во-первых, отчисления в специальный фонд в виде некой фиксированной суммы за каждого туриста. Из этого фонда будут производить выплаты за не состоявшиеся не по вине туриста поездки, будут оплачивать вывозы туристов. Какой будет сумма отчислений, пока неизвестно. Все звучащие в СМИ цифры — теоретические и умозрительные.

Нам представляется важным и справедливым введение принципа возврата не полной стоимости турпакета, а некой фиксированной суммы. Половина стоимости тура, от 40 до 60 процентов — это цена авиабилета. Её туроператор оплачивает в любом случае. Но при этом, когда он банкротится, перевозчик никогда не возвращает эти деньги. Получается, что оператор должен из своих денег выплатить человеку неустойку — денег на это ни у одной компании не хватит.

Второй механизм защиты клиента — эскроу-счета, на которых деньги туристов за тур замораживаются и поступают туроператору только после возвращения человека из поездки. Если за это время что-то произошло с туроператором, турист получает все деньги обратно. Но для компании это означает полное отсутствие оборотных денег, за счёт которых она живёт .

Эскроу-счета могут подойти небольшим или нишевым оператором, причём это определение не затрагивает стоимость продукта — он может быть достаточно дорогим. Мы предполагаем, что этот инструмент мало кто выберет, ведь законопроект предоставляет возможность выбора способа защиты клиента. В любом случае у туриста должна быть полная ясность, что он получит, если компания, которой он доверил свой отдых, вдруг перестанет существовать.

- Как законопроект учитывает современные реалии турбизнеса?

- Представлен масштабнейший документ, который предусматривает серьёзную «перезагрузку» по многим назревшим вопросам, чтобы бизнес работал и развивался и при этом люди были бы защищены, их доверие к туриндустрии не подрывалось бы разного рода неприятными историями.

Одна из самых больших проблем — обеспечение финансовой ответственности перед потребителями. Впервые она была введена в 2007 году, но не новым законом, а поправками к документу 1996 года, который до сих пор действует. Спустя несколько лет стало понятно, что эти механизмы не обеспечивают в полном объёме ответственность перед потребителями. Если компания чуть больше мелкой, вернуть деньги клиентам в случае банкротства оказывается невозможно.

В России могут ввести невозвратные турпутёвки

Кроме того, поменялись правила взаимоотношений с перевозчиками и продажи билетов, вовлечённость чартерных и регулярных рейсов в перевозку туристов. Всё это отражается на финансовой составляющей турбизнеса, но пока не защищает клиента.

- Что поможет дальнейшему развитию отрасли, причём как её выездной, так и въездной составляющей?

- Большинство положений старого закона касается выездного туризма. Теперь же очевиден вектор на регулирование въездной составляющей, привлечение туристов, грамотную работу с ними. Во-первых, сильно расширили перечень объектов размещения, в него вошли гостевые дома и другие формы, которые фактически существовали, но не были отражены в документах. Туристические поезда и автобусы, отели и хостелы — всё это есть в законопроекте. Введение понятийного ряда очень важно и для формирования статистики, и для финансирования по различным программам, в том числе региональным.

Походы на Эльбрус станут безопаснее

Очень важно, что в будущем законе чётко определено понятие туристического маршрута — национального, регионального, есть термин «активный маршрут», который нельзя проходить без профессионального сопровождения. Предвижу, что здесь будут обсуждения, ведь часто регулирование у нас воспринимается как ограничение, но это в первую очередь прозрачность работы отрасли и безопасность туристов.

Впервые в законопроекте описано всё, что касается планирования и территориального зонирования, — мы получили определение туристическо-рекреационного кластера, мастер-плана, узнали, что такое туристический моногород, туристическая деревня, поняли, почему нужно выделять деньги на развитие туристического центра города. Если документ примут, появится и понятие туристического интерфейса — очень важное, но которое для многих остаётся до сих пор почти фантастикой.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 43814