Киберспорт — это не игра для развлечения
В Госдуме считают, что занятия компьютерным спортом позволят готовить будущих IT-специалистов уже в школе
В России дефицит программистов, способных наладить импортозамещение информационных технологий, программного обеспечения, оборудования. Выращивать профессионалов предлагают не только в вузах, но и с помощью компьютерных игр. Поэтому планируют проводить больше соревнований по киберспорту и внедрять такие уроки в образовательную программу. В Федерации киберспорта считают, что к компьютерным играм в школах можно допускать только тех, кто хорошо учится. Об этом рассказали на заседании рабочей группы при Комитете Госдумы по физкультуре и спорту 1 июля.
Как вырастить программистов
В компьютерной сфере Россия использует игры, платформы, оборудование, разработанные в недружественных государствах, сказал зампред Комитета Госдумы по физкультуре и спорту, глава рабочей группы по развитию киберспорта Амир Хамитов («Новые люди»).
«В условиях экономических санкций мы рискуем нарастить технологический отрыв от других стран, и чтобы этого не допустить, мы должны оказывать поддержку отечественным разработчикам программного обеспечения, игр и IT-специалистам, которые, как известно, являются одними из лучших в мире», — подчеркнул депутат. По его словам, в России нужно создать альтернативную международной киберспортивную систему.
Государство уже сейчас существенно поддерживает IT-компании — у них есть право на налоговые льготы, пониженные страховые взносы, льготные кредиты. Айтишники могут взять льготную ипотеку и воспользоваться отсрочкой от армии. Но несмотря на это, специалистов не хватает, отметил член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев («Новые люди»). России нужно 2,5 миллиона программистов, а сейчас, по данным HeadHunter, в отрасли работают только 1,1 миллиона.
В Европе и США ищут талантливых программистов не только среди выпускников вузов, но и среди киберспортсменов. В России хотят перенять эту практику.
«Ребят, которые занимаются киберспортом, нужно вести от школьной семьи до трудоустройства», — сказал Ткачев. По его словам, объединение Минпросвещения, Минобрнауки и бизнеса для поддержки киберспортсменов может дать отдачу быстрее, чем обучение IT-специалистов в вузах, хотя и там планируют готовить больше программистов.
Читайте также:
• Государству предложат вложиться в компьютерные игры • Геймеров могут призвать в киберспортивные роты
Большинство российских киберспортсменов соревнуются в играх, разработанных за границей. Но и в нашей стране есть удачные разработки, например, вышедшая в 2021 году приключенческая игра «Черная книга», посвященная Уралу и традициям этого края, сообщил глава Федерации киберспорта России Дмитрий Смит. Он считает, что компьютерные игры являются «проводником идей и ценностей, элементом «мягкой силы» и продвижения русской культуры в мире.
«Наша задача сейчас интегрировать российские разработки в соревнования и способствовать тому, чтобы в этих соревнованиях участвовало как можно больше стран», — сказал Смит.
Школьники играют в Counter Strike
В России с 2017 года проводят соревнования по киберспорту. Как сообщил директор департамента молодежной политики Минобрнауки Денис Аширов, тогда в них участвовали 3200 человек, а сейчас — уже более 13 тысяч студентов из 50 регионов.
Не меньший интерес к компьютерному спорту у школьников. В 2021 году в соревнованиях разного уровня участвовали ученики тысячи школ. Эти талантливые ребята могут пополнить ряды IT-специалистов.
В будущем уроки киберспорта хотят включить в школьную программу. «Мы будем прорабатывать это совместно с профильными министерствами. Представители Минобрнауки поддержали эту идею», — сказал «Парламентской газете» Амир Хамитов.
Сначала такие уроки нужно сделать факультативной дисциплиной и посмотреть на реакцию родителей, полагает Дмитрий Смит.
«Дело в том, что компьютерный спорт, несмотря на то что он сейчас распространен по всей планете, для многих родителей все равно остается чем-то непонятным. Если сейчас сразу и резко ввести обязаловку, это может вызвать негативную реакцию, — сказал он. — Но в любом случае я настаиваю, чтобы критерием для допуска к занятиям киберспортом была бы общая успеваемость».
Мировая аудитория киберспорта превышает 230 миллионов человек. Эти соревнования зародились в США, но первой страной в мире, официально признавшей киберспорт, в 2001 году стала Россия. С тех пор видеоигры не просто развлечение, а профессия, которая может дать заработок и титулы. Киберспортивные турниры имеют статус официальных спортивных мероприятий. Это соревнования в виртуальном пространстве, в которых состязаются отдельные участники или команды. Среди самых популярных киберспортивных дисциплин трехмерные шутеры (3D shooter), симулирующие бой между командами игроков на современном или фантастическом оружии (Counter Strike), симуляторы спортивных игр (серия игр FIFA), стратегии в реальном времени (StarCraft) и командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры (League of Legends, Dota 2).
Ещё материалы: Амир Хамитов , Антон Ткачёв