Херсонес: Русская Троя и Русский Иерусалим
Древний крымский город — своего рода тест на культуру
Знаменитая «базилика 1935 года» – главная визитная карточка Херсонеса. Фото: ПГ / Алексей Васильев
В детстве я любил приезжать сюда с томиком Гомера. Устраивался чаще всего или на берегу моря, или на руинах античного театра и читал о подвигах Ахиллеса, Аякса, Диомеда и других легендарных героев. Сражался за сердце прекрасной Елены. Пересчитывал ахейские корабли. Оплакивал гибель Патрокла. Обдумывал хитроумные планы Одиссея.
Русская Троя
Не зря же Херсонес иногда называют Русской Троей. И пусть этот город моложе знаменитого Илиона, всё равно — жизнь здесь кипит вот уже около двух с половиной тысячелетий — первое упоминание о Херсонесе относится к середине IV века до нашей эры. То есть к тому самому столетию, которое подарило нам, например, Александра Македонского, Аристотеля и Платона.
Я такой не один. Этот город превращает одних в филологов, других — в поэтов, третьих — в историков. «Моё детство прошло на окраине Севастополя, и первое, что я видел утром со своего двора, — руины Херсонеса, — рассказывает крымский историк Игорь Азаров. — Собственно, этот «ежедневный Херсонес» и сделал меня историком. Я до сих пор хватаю всё, что вижу, если это о Херсонесе — книги, значки, какие-то сувениры. Помню, как несколько лет назад я горько рыдал, когда увидел на мраморе колонн византийской базилики огромные синие буквы «Донбасс порожняк не гонит!»… Херсонес — это память. Херсонес — это тест на культуру. Херсонес — святыня. Единственный на территории европейской России античный театр (при греках театр, при римлянах ристалище, цирк, при византийцах церкви, одна на другой)… Колокол, отлитый из турецких пушек и висевший на колокольне Нотр-Дама… Это надо видеть, трогать своими руками».
Слово «херсонес» обычно переводят с греческого как «полуостров» — город действительно располагается на небольшом полуострове между двумя бухтами. Ну а «таврический» означает — расположенный в земле тавров — воинственного племени, населявшего окрестные горные местности.
Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм.
Херсонесу неоднократно приходилось обороняться от нападений соседей. Свидетелями тех бурных событий являются городские стены со следами починок и ремонтов. Вообще любой античный город — это прежде всего крепость с мощной линией обороны. Длина оборонительных стен Херсонеса составляла около трёх с половиной километров при максимальной толщине около четырёх метров. Высота стен достигала десяти, а башен — двенадцати метров. Они сложены из крупных тщательно отёсанных известняковых блоков и до сих пор производят впечатление неприступности, хотя и сохранились всего лишь на половину своей высоты.В первые века нашей эры Херсонес попал в поле притяжения Римской империи. Богатые и влиятельные херсонеситы имели права римского гражданства, а само херсонесское государство стало главным римским опорным пунктом в регионе. Местом расквартирования римских войск в городе была цитадель — площадь в юго-восточной части городища, огражденная со всех сторон оборонительными стенами. А главным «развлекательным центром» являлся расположенный в нескольких сотнях метров театр, который во время римского периода использовался ещё и как цирк для боев гладиаторов и вмещал около двух тысяч зрителей.
Затем на смену Римской империи пришла Византия. Город на протяжении нескольких веков был главным форпостом Константинополя в Северном Причерноморье.
Русский Иерусалим
Херсонес — это не только Русская Троя, но и Русский Иерусалим. Крещение в 988 году в Херсонесе святого равноапостольного князя Владимира стало ключевым событием в истории страны. Без этого в России не было бы ни Андрея Рублева, ни Николая Гоголя, ни Федора Достоевского, ни Льва Толстого, ни Александра Солженицына. Да что там — без этого не было бы самой России.
«Именно в Крыму находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства, — говорил Владимир Путин в одном из своих посланий Федеральному Собранию. — Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм».
Согласно еврейской традиции, Бог сотворил на Храмовой горе первого человека — Адама. Согласно русской традиции, здесь, в Крыму, Бог сотворил русского человека.
Мы сидим в кабинете настоятеля Владимирского собора, протоиерея Сергия (Халюты). «Апостол Андрей Первозванный проповедовал в Херсонесе на берегах Русского моря. Это к вопросу о том, чей Крым. Это русская земля. Так было установлено Андреем Первозванным, князем Владимиром, святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием», — говорит священник.
Сегодня отец Сергий мечтает о том, что рано или поздно будет реализована идея, высказанная в сентябре прошлого года здесь, в Херсонесе, Владимиром Путиным. Тогда, во время посещения заповедника вместе с Сильвио Берлускони, Президент России предложил создать в Херсонесе историко-культурный центр христианства.
До и после
Однако вернёмся ненадолго в глубь веков. В XII-XIV столетиях постоянные набеги кочевых племён подорвали экономику Херсонеса. После очередного монголо-татарского нашествия в конце XIV столетия, завершившегося взятием и разрушением города, он долгое время представлял собой пепелище с остатками полуразрушенных домов, храмов и крепостных сооружений.
Новое рождение древний город получил уже после присоединения полуострова к России. С 1816 по 1833 год командующим Черноморским флотом был адмирал Алексей Грейг, человек энциклопедически образованный, почётный член Петербургской академии наук. Его заслугой, помимо совершенствования флота, развития кораблестроения, науки и техники, было изучение и сохранение древностей Крыма. Ему же принадлежит мысль о сооружении в Херсонесе памятника крещению князя Владимира.
Чтобы «правильно» установить памятник, Грейгу очень хотелось узнать, в каком именно месте находился храм, в котором крестился Владимир, или ворота, через которые князь въехал в Корсунь. Не получив ответа на свои вопросы у знатоков истории Тавриды, адмирал поручил начать раскопки на городище. Так, в 1827 году начались раскопки, принесшие Херсонесу славу той самой Русской Трои. Год за годом из-под многовековых напластований появлялись дома и улицы, площади и храмы древнего города.
Главная улица Херсонеса пересекает город с юго-запада на северо-восток. Её длина — 900 метров, а ширина — шесть с половиной. Примерно в средней части улицы находится городская площадь. Судя по находкам, в античную эпоху здесь размещались главные святыни: статуи богов, храмы, алтари, высеченные на камне почётные постановления. Именно на этой площади найден важнейший памятник Херсонеса — присяга, которую принимали юноши, достигшие совершеннолетия.
Херсонесский колокол не только призывал на службу монахов, но и сам служил — маяком: в тумане его голос предупреждал корабли, находящиеся в море, о близком скалистом береге.
«Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями Олимпийскими и героями, кои владеют городом, областью и укреплениями херсонеситов: я буду единомыслен относительно благосостояния города и граждан и не предам Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Прекрасной Гавани, ни прочих укреплений, ни из остальной области, которою херсонеситы владеют или владели, ничего никому, — ни эллину, ни варвару, но буду охранять для народа херсонеситов», — обещали древние херсонеситы.После принятия христианства на площади вместо языческих храмов были построены христианские, в одном из которых по преданию и крестился князь Владимир.
В середине XIX века на этом месте было начато строительство грандиозного собора, посвящённого историческому событию. Архитектор Давид Гримм спроектировал здание двухэтажным, разместив на каждом из этажей по одной церкви. Первый занимает церковь Рождества Богородицы, а второй — Святого Владимира. Внутри собора, на первом этаже, сохранены остатки крестообразного храма, в котором, как первоначально полагали, и крестился русский князь.
По ком звонит колокол?
В годы Великой Отечественной войны Владимирский собор был разрушен. Его реконструкция завершилась только в начале XXI века. 5 мая 2002 года в восстановленном соборе прошла первая Пасхальная служба. В тот же день вновь зазвучал на берегу моря легендарный херсонесский колокол.
У этого колокола очень интересная история. Он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре на территории Херсонеса. Во время Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери. В 1913 году французы в знак дружбы с Россией вернули колокол на Родину, где его подняли на звонницу Владимирского собора.
Херсонесский колокол не только призывал на службу монахов, но и сам служил — маяком: в тумане его голос предупреждал корабли, находящиеся в море, о близком скалистом береге. В 1925 году, после закрытия монастыря, «турецко-французский колокол» установили на берегу для звона в ненастную погоду. Его узнали по изображениям на боках: с одной стороны святой Николай, с другой — неизвестный святой, стоящий на луне, и тексту, который уже тогда сохранился не полностью: «сей колокол… вылит… святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом… пуд (вес колокола 315 пуд) 1776 года месяца августа… числа».
Колокол пережил Гражданскую войну и Вторую оборону Севастополя, по-прежнему возвышаясь на крутом херсонесском берегу. Сегодня голос колокола слышен не только по всей России, но и по всему миру — в 2013 году Херсонес Таврический был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Кстати
Пока Херсонес является единственным объектом в Крыму, который включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, среди кандидатов на попадание в этот список числятся Генуэзская крепость в Судаке, Ханский дворец в Бахчисарае, а также пещерные города Чуфут-Кале, Мангуп-Кале и Эски-Кермен.