Каршеринг предлагают лишить льгот за парковку
Стремительное развитие рынка арендных машин выталкивает на обочину автовладельцев
Столичные автолюбители всё чаще жалуются на каршеринговые компании, чьи машины плотно оккупировали московские дворы и даже платные парковки, вынуждая частников оставлять свой транспорт на газонах или в отдалённых местах. Как стало известно «Парламентской газете», глава думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя парламентской фракции ЛДПР Ярослав Нилов разрабатывает законопроект, запрещающий парковочные льготы для арендных автомобилей.
Прибыль важнее проблем граждан?
По словам депутата, суть инициативы заключается в том, что машины каршеринга не смогут больше пользоваться специальными условиями на парковку и станут оплачивать её на общих основаниях.
Как известно, для столичных каршеринговых компаний сейчас действует специальная льгота на парковку: 27,6 тысячи рублей в год на один автомобиль. Для обычного частника такая услуга обойдётся в 370 тысяч рублей. Условия оказались очень выгодными, так как количество фирм и предоставляемых ими в аренду автомобилей в Москве стало стремительно расти.
На конец прошлого года в системе московского каршеринга работало девять операторов с суммарным автопарком более 30 тысяч машин. По данным аналитического агентства «Автостат», российская столица по этому показателю вышла на первое место в мире среди мегаполисов. Ранее пальма первенства принадлежала Токио, где насчитывалось чуть более 20 тысяч каршеринговых автомобилей.
2015 год | 15 автомобилей |
2016 год | 1000 автомобилей |
2017 год | 7000 автомобилей |
2018 год | 15 000 автомобилей |
2019 год | 30 065 автомобилей |
2020 год | 36 600 автомобилей (прогноз) |
«Машин каршеринга становится всё больше, — отмечает Ярослав Нилов. — Ими уже заставлены дворы и даже платные парковки. Обычным людям некуда поставить свой автомобиль. Из-за этого растёт социальная напряжённость».
Буквально на днях, 12 марта, в Санкт-Петербурге на парковке у супермаркета неизвестный поджёг два каршеринговых автомобиля. Машины сгорели полностью, по данному факту возбуждено уголовное дело.
Как рассказал «Парламентской газете» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, от засилья каршеринга страдают те, кто имеют собственную машину, но в этом и цель городских властей.
«Я в принципе не понимаю правовую природу платных парковок, но это, конечно, безобразие, — говорит эксперт. — Московское правительство пытается нас стимулировать бросить свои машины в гаражах или вообще их продать и начать пользоваться арендными автомобилями. Ни о какой морали здесь говорить не приходится. Каршеринг — это доходы в бюджет, и для его умножения у московской власти все средства хороши, за это не жалко дать и льготную парковку».
Ранее Сбербанк опубликовал исследование, в котором оценил российский рынок каршеринга в 2018 году в 7 миллиардов рублей, и он продолжает расти. По данным всё того же «Автостата», к концу 2020 года в Москве будет 36,6 тысячи каршеринговых авто.
При этом платных парковочных мест в столице чуть более 81, 8 тысячи, из которых почти половина будет условно занята каршерингом. Как рассказал «Парламентской газете» член экспертного Совета при Комитете Госдумы по транспорту и строительству Сергей Кузин, даже покупка дорогого абонемента не гарантирует гражданину место на парковке.
По мнению координатора движения «Синие ведёрки» Петра Шкуматова, это дискриминация обычных автолюбителей.
«Это очень большой вопрос, почему не городской общественный транспорт, а именно коммерческий имеет такие беспрецедентные льготы, и почему интересы каршеринговых компаний оказываются выше, чем интересы жителей города, — возмутился он. — При этом я абсолютно уверен, что любой житель Москвы с удовольствием приобрёл бы годовой абонемент с такой привлекательной скидкой».
Опасный каршеринг
В конце прошлого года депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов обращались в Федеральную антимонопольную службу с просьбой повлиять на ситуацию и отменить парковочные льготы для каршеринга.
«Нам прислали ответ, в котором, ссылаясь на нормы, объяснили, что нарушения антимонопольного законодательства здесь нет», — рассказал Ярослав Нилов, добавив, что проблема от этого сама собой не решится. По словам депутата, останавливаться он не намерен и сейчас работает над законопроектом, в котором предлагается отменить льготы по парковке для машин каршеринга. Также будет запрещено оставлять их во дворах. Соответствующие изменения планируется внести в закон о безопасности дорожного движения.
Эта мера, в случае принятия поправок, приведёт к росту тарифов на услуги каршеринга и, возможно, к сокращению таких компаний на столичном рынке. Но законодателя это не пугает.
«Каршеринговые авто ведут себя на дороге крайне небезопасно, — отмечает он. — Слабое регулирование в отрасли, возможность получить доступ к управлению машиной кому угодно через «левый» аккаунт привели к тому, что по количеству и последствиям совершённых аварий каршеринг практически не уступает такой отрасли, как такси».
Как заявил в начале февраля замруководителя столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Артур Шахбазян, количество ДТП с участием такси и автомобилей каршеринга по итогам 2019 года выросло на 80 процентов и 242 процента соответственно по сравнению с 2018 годом. На 1693 аварии с такси в Москве в прошлом году пришлось 421 дорожно-транспортное происшествие с каршерингом.
Ещё материалы: Игорь Лебедев, Ярослав Нилов