Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Карен Шахназаров: Российскому кино нужен генеральный продюсер

«Мосфильм» выпустил первую картину, которую озвучил искусственный интеллект специально для западного зрителя

00:00  Автор: Дмитрий Литвинов

Карен Шахназаров: Российскому кино нужен генеральный продюсер
пресс-служба ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» © Карен Шахназаров

Технологии искусственного интеллекта помогли выполнить дубляж российского фильма «Звезда», который находится в свободном доступе в интернете и пользуется большой популярностью у иностранцев. Смотреть отечественные картины бесплатно могут все россияне, поэтому замедлять или игнорировать возможности YouTube не нужно — это огромная мягкая сила нашей страны на мировой арене. Об этом в преддверии Международного дня кино, который отмечается 28 декабря, в интервью «Парламентской газете» рассказал генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. По его мнению, существующую систему господдержки кинопроизводства нужно изменить: должны появиться люди, которые будут лично отвечать за потраченные бюджетные деньги.

- Карен Георгиевич, 2024 год прошел под знаком столетия «Мосфильма». Все ли задуманное удалось осуществить?

- Пожалуй, да. Большинство планов воплотилось в жизнь. Реализовали большую программу ремонтов, внедрили новые технологии, модернизировав еще одну студию перезаписи и реставрационную мастерскую. Электронную библиотеку тоже полностью обновили, установив, несмотря на санкции, самое современное оборудование. У нас были и чисто коммунальные проблемы, с сантехникой например, и здесь тоже удалось заменить практически все старые коммуникации, а это многие сотни метров труб.

К столетию запустили новую экспозицию в Музее кино, но самое, пожалуй, главное достижение, которое уже оценили зрители, — это новый киноконцертный комплекс «Мосфильма», Центр кино — современное здание с четырьмя залами с выходом на Мосфильмовскую улицу. Он уже пользуется большим спросом. Назову и наш самый современный на сегодня 17-й павильон — крупнейший в стране, который позволяет построить декорации любой сложности, он сделан по последнему слову техники.

Успели пока не все — всегда есть к чему стремиться. У нас в разработке сейчас три сценария, в том числе один по теме СВО. Надеюсь, до конца года получится их закончить — пока варианты пишут.

- Вы сказали о новых технологиях. Насколько они доступны для российских кинематографистов?

- Недостатка в технологиях «Мосфильм» не испытывает — все, что доступно сегодня в мире, у нас есть. Хотя это стало значительно сложнее и дороже, учитывая, что мы работаем на полной самоокупаемости, все осуществляем за свой счет. Тем не менее я считаю, что мы вполне сохраняем наш технологический уровень, что, конечно, важно. Загрузка у нас высокая — в этом году она даже выше, чем в прошлом. Заполнены все монтажно-звуковые работы, все павильоны постпродакшна, поток желающих с нами работать — огромный.

Кстати, совсем недавно в сотрудничестве с российской компанией мы выполнили дубляж фильма Николая Лебедева «Звезда» 2002 года на испанском языке — в работе использовался искусственный интеллект. Картину мы выложили на YouTube, где у нас большая аудитория. Без преувеличения, там нас смотрит весь мир. Мы выкладываем наши фильмы с субтитрами, а это был первый опыт дубляжа с помощью ИИ. Думаю, не последний, потому что интерес, повторюсь, огромный.

- Монетизация на YouTube для пользователей из России, как известно, невозможна. В чем тогда смысл этой работы?

- Никакого коммерческого интереса у нас здесь действительно нет. Но мы продолжаем это делать, потому это колоссальная мягкая сила. Странно, что мне приходится объяснять это всем. У нас в момент пика было больше 50 миллионов просмотров в месяц. Причем 20 процентов зрителей до сих пор из Украины, то есть 15 миллионов просмотров в месяц. Я думаю, это имеет огромное, принципиальное значение в нынешней ситуации. И, кстати, самые популярные фильмы — военные.

Есть и другой наш популярный канал, где мы, как я уже сказал, выкладываем фильмы с субтитрами — на зарубежного зрителя. И там тоже миллионы просмотров: Латинская Америка, Соединенные Штаты, Индонезия, Филиппины — в принципе вся Азия, Африка, арабский мир, Европа… Все смотрят. Это феноменальный эффект. У нас другой такой мягкой силы во всей стране нет — даже в советское время наше кино в таких масштабах в мире не смотрели. А все потому, что сегодня это позволяет делать интернет и как раз YouTube, за что надо отдать им должное — охват колоссальный. Там, конечно, много враждебной информации, но много и в нашу пользу. Да, они блокируют каналы наших блогеров, политиков — об этом мы тоже не забываем. Но нужно всегда взвешивать, что более важно, кому это замедление больше поможет или навредит. Просто надо отдавать себе отчет, что это наше окно, и другого такого сейчас нет — они не могут его закрыть, а мы сами закрываем. Странная позиция…

- Какие способы зарабатывать в онлайне остались у наших кинематографистов?

- Когда существовала монетизация YouTube, мы неплохо зарабатывали. Сейчас в плюсе в первую очередь российский зритель — он может смотреть кино бесплатно, да еще без рекламы. Наш канал занимает четвертое место на YouTube, причем в первой десятке — только американские компании. Мы опережаем по просмотрам и по подписчикам 20th Century Fox, Walt Disney Pictures и Miramax, уступая Universal и Warner Brothers, у которых картин выложено в два раза больше, чем у нас. А европейских компаний там вообще нет.

Что касается отечественных Rutube и ВКонтакте, то там, конечно, тоже выложены все наши картины, но следует признать, что просмотров там на несколько порядков меньше. У онлайн-кинотеатров с платными подписками своя система работы, мне трудно ее оценить, но то, что развитие легального просмотра кино продолжается, это несомненный положительный факт. Однако у этих площадок нет выхода на зарубежную аудиторию.

- На встрече с президентом Владимиром Путиным в ноябре вы рассказали о передаче военной техники в зону СВО. Откуда у «Мосфильма» действующие танки?

- У нас есть действующая военно-техническая база — это подразделение, где хранятся серьезные системы вооружения, бронетехника, артиллерийские орудия и другое. Много образцов времен Великой Отечественной войны и послевоенного периода, в том числе образцы немецкой бронетехники — все это в разные годы нам передавало Министерство обороны.

В прошлом году, зная, что в зоне СВО есть потребность в военной технике, я обратился к депутату Госдумы Андрею Гурулеву, который помог мне связаться с Минобороны, где подтвердили, что наш арсенал может им пригодиться. Специалисты к нам приехали, удивились, что у нас все на ходу, — и забрали в итоге 28 танков Т-55, восемь танков ПТ-76, шесть БМП и восемь тягачей.

Военно-техническую базу мы содержим за свой счет, там хороший кадровый состав, подавляющее большинство сотрудников — бывшие офицеры-танкисты, которые прекрасно разбираются во всех типах машин. Они поддерживают их на ходу, регулярно обслуживают, вся техника стоит в боксах.

- Как сейчас пополняется ваша база?

- Самых новых образцов у нас нет, да они в общем-то и не нужны, потому что, если вы снимаете современное кино, проще обратиться в армию. Минобороны помогает на съемках. А военно-техническая база нужна для хранения старой техники, которая уже не стоит на вооружении: Т-34, КВ, «Катюши», есть даже пушки времен Первой мировой войны. Зачем это хранить армии? А мы храним, поддерживаем и в случае необходимости используем на съемках. Ведь база была создана очень давно, когда Юрий Озеров снимал «Освобождение».

- Как сегодня государство поддерживает создание отечественного кино? Что делается для молодых авторов?

- Ох, это может быть долгий разговор. На мой взгляд, реформы в системе финансирования назрели, и здесь имеет смысл вновь обратиться к советскому опыту, когда система поддержки очень хорошо работала, а главное — всегда были ответственные за процесс и результат. Конечно, сейчас не может быть и речи о полном копировании существовавшей системы, и дело, конечно, не в худсоветах, а, наоборот, в персональной ответственности. В советском кино продюсером было государство, его представители. Например, председатель Госкино Филипп Тимофеевич Ермаш был продюсером советского кино — он принимал решение и за него отвечал.

Сегодня решение принимает экспертный совет, но за последствия никто не отвечает. С кого спросить? С совета. Вот есть «Фонд кино» — главный источник финансирования. Я сам в этом экспертном совете нахожусь, и там все — очень уважаемые люди. Но в кино, на мой взгляд, все равно должна быть фигура, которая несет персональную ответственность и у которого есть власть сказать последнее слово. Управлять поддержкой советом, на мой взгляд, странно. Всегда должен быть генеральный продюсер. И, конечно, должны работать элементы рынка, поскольку любая картина делается для зрителя.

- Какие проекты «Мосфильм» готовит к 80-летию Победы?

- Знаете, я заметил тенденцию: у нас патриотизм становится темой, за счет которой можно получить господдержку, но опять же это не гарантирует результата. А стремиться всегда надо к созданию по-настоящему хороших фильмов, которых всегда мало. Просто к дате делать фильмы — только чтобы это было, чтобы отчитаться, на мой взгляд, ни к чему хорошему не приведет. История показала, что по-настоящему большие фильмы не рождаются к юбилеям или по спецзаказу. Плюс производственный процесс хорошей картины занимает не один год. Поэтому нужно работать — и новые хорошие фильмы и о Великой Отечественной войне, и об СВО появятся.

Читайте также:

• Кустурица раскрыл сюжет будущего фильма по роману Достоевского