Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Карен Шахназаров: Билеты на фильмы с госучастием могут стоить дешевле

Гендиректор «Мосфильма» считает, что хорошие и важные картины должны видеть как можно больше людей

30.01.2024 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Карен Шахназаров: Билеты на фильмы с госучастием могут стоить дешевле
Карен Шахназаров. © Алина Цыганова/ПГ

Американский кинематограф переживает в России не лучшие времена, а у отечественного, наоборот, появился шанс завоевать наш рынок. Но чтобы это произошло, в стране нужно кратно увеличить кинопроизводство и создавать рыночные механизмы его окупаемости. Об этом в интервью «Парламентской газете» сказал генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. Главная киностудия страны 30 января отметила вековой юбилей. Сегодня здесь не только создают большое кино, но и снимают сериалы и телепрограммы, и делают это на мировом уровне. Правда, пока все еще на западном оборудовании.

- Карен Георгиевич, с каким настроением встречаете столетие «Мосфильма»?

- К большой дате мы подошли с хорошим настроением и новыми проектами. Не планировали специально к юбилею, но так получилось, что буквально накануне закончили большую стройку — открыты два новых современных павильона. Дом костюма и реквизита — замечательное технологичное здание, в котором разместилась коллекция из почти шестисот тысяч единиц хранения. Но самое главное - открылся киноконцертный комплекс «Мосфильма», Центр кино, как мы его называем, — прекрасный четырехзальный кинотеатр, самый, на мой взгляд, лучший сейчас в стране, с выходом на Мосфильмовскую улицу. Зрители уже ходят!

Такого строительства не было на «Мосфильме» с середины пятидесятых годов прошлого века. Мы гордимся, что нам это удалось, и даже считаем немного невероятным. При этом отмечу, что строили не на бюджетные деньги — «Мосфильм» на бюджетные средства не работает. Да, было соответствующее постановление Правительства РФ, которое нам помогло, с согласованиями содействовало правительство Москвы и лично Сергей Собянин.

Что изменится в жизни призывников в 2024 году

В конце января у нас был торжественный концерт «Первые 100 лет», съемки которого прошли на сцене исторического Первого павильона «Мосфильма». В программе звучали легендарные композиции из советских и современных фильмов, приняли участие всенародно любимые артисты разных поколений. Очень рад, что концерт увидели телезрители, которые тепло его восприняли.

- Сегодня, когда кино можно снимать на мобильник и это делают, роль таких больших концернов не исчезает?

- Уверен, что нет. Можно снимать на мобильный, но мейнстрим, или лучше сказать по-русски «основной путь», сохраняется. Публика все равно любит зрелища, большое кино. Высокое качество звука и картинки сохраняют свою прелесть и притягательность, и это никогда не изменится. На мобильный так не снимешь. Так же как и смотреть фильм можно на экране смартфона, но придите в наш Центр кино и вы поймете разницу в ощущениях. Я не против платформ, очень хорошо, что кино сегодня так доступно, но людям ведь иногда хочется и выйти куда-нибудь.

- После начала СВО все сферы жизни в России переживают, как говорят, глубинную трансформацию. Как это отражается на киноиндустрии?

- Изменения происходят, но кинопроизводственная сфера ими пока затронута в наименьшей степени, если говорить о техническом оснащении, ведь так называемый технологический суверенитет важен и для нас. Мы используем технологии самого современного уровня, успели до всех наступивших трудностей оснаститься, что позволяет нам сегодня достаточно уверенно себя чувствовать.

Но вообще-то в России ничего не производится для нашей сферы, я об этом несколько раз говорил. В советское время производили все. Да, это, возможно, несколько уступало мировым аналогам, но мы на этом снимали, прямо скажем, неплохие фильмы, которые до сих пор любит публика. Уверен, что нужно возрождать российскую промышленность, которая будет производить все необходимое для кино. Для такой страны, как Россия, это необходимо. Не все мы можем сегодня купить.

Опубликовано расписание ОГЭ в 2024 году

Модернизация не происходит каждый месяц, оборудование высокого класса работает по нескольку лет, даже десятилетий, поэтому пока у нас с этим все в порядке. Кое-что по-прежнему поступает, кое-что закупаем, правда, все это стало сильно дороже. Но что будет дальше? Есть такие виды техники, которые никаким серым импортом не провезешь. А в дружественных странах такое оборудование не производят. К этой теме нам так или иначе придется вернуться, пусть не сейчас, но в перспективе. Поэтому к ней нужно привлекать внимание.

- Много слышим об успехах российских фильмов: «Чебурашка», «Холоп», «Бременские музыканты», «Вызов», «Хитровка». Получается, мы можем обходиться без западной кинопродукции?

- Чтобы обходиться без западной продукции, надо производить не 100-150 фильмов в год, как сейчас, а как минимум 300-350. Надо резко увеличивать кинопроизводство. Сегодня есть хороший шанс вернуть рынок российскому кино, несмотря даже на то, что фильмы с Запада так или иначе все равно к нам проникают. Но еще раз повторю: при таком количестве картин и даже успехах, кстати, единичных, которые есть, сделать этого не получится. Для такой страны, как Россия, мы производим очень мало картин — этого просто недостаточно, чтобы насытить рынок.

Существует пропорция, которая работает везде — в США, Китае, Индии и так далее: из каждых четырех фильмов в широкий прокат может выйти только один. Это не значит, что остальные три плохие, просто так устроен рынок. Поэтому если вы делаете сто картин, то в прокат у вас попадут 25. Вот Франция производит 400 фильмов в год, а население там — 60 миллионов человек. Поэтому нам нужно резко увеличивать кинопроизводство, а для этого надо менять существующую организационную структуру, принципы финансирования. В большей степени использовать рыночные механизмы, потому что невозможно требовать от государства, чтобы оно все время вкладывалось.

«Мосфильм», как я уже сказал, хоть и имеет государственный статус, является абсолютно рыночным предприятием. Мы не получаем никаких дотаций. Все что у нас есть — зарплата, модернизация, оснащение — делается на собственные средства, так мы еще и прибыль приносим, и налоги платим. Я уверен, что студии должны быть рентабельны. Кино — необязательно, все фильмы кассовыми быть не могут. Тарковский никогда не был рентабельным. Но это Тарковский. А в общей картине кинематограф все равно должен становиться более рыночным.

- Говорят, наши картины делают кассу из-за отсутствия конкуренции с Западом. Можете с этим согласиться?

- Я бы все-таки так не говорил. Другой вопрос, что рынок у нас был схвачен американцами. Они просто не пускали наши картины в прокат. Об этом мало говорят, но вообще-то они контролировали наш кинотеатральный прокат, как делают это во всем мире. Сейчас они как бы ушли, но что там на самом деле происходит, неизвестно. Какая ситуация с владением кинотеатрами. Там есть свои хитрости.

Кабмин поддержал инициативу о запрете увольнения вдов участников СВО

Я, кстати, не считаю, что сегодня американское кино переживает лучшие времена. То, что я вижу, в основном не вызывает восхищения, мягко говоря. У них было мощное кино, появлялись по-настоящему массовые картины, а сейчас это далеко не так — очень все шаблонно и неинтересно.

- Нужен ли механизм для появления в России западных киноновинок? Параллельный импорт, принудительное лицензирование, еще что-то?

- Для общей картины обмен идеями необходим. Но ситуация сейчас действительно странная. Они нас реально закрыли, на что, на мой взгляд, сегодня нужно дать адекватный ответ. При этом ничего вечного не бывает, мы не одни в истории, поэтому рано или поздно ситуация изменится, обмен картинами, как и другими товарами, наладится. Но сейчас, мне кажется, надо быть более принципиальными в этих вопросах. Без западных фильмов российский зритель проживет: ничего страшного не произойдет и не происходит, как мы видим. У тех же, кто действительно хочет посмотреть их картины, такая возможность есть.

- Не раз, в том числе в парламенте, и с каждым разом все серьезнее обсуждается вопрос создания худсоветов нового типа. Как относитесь к этой идее?

- Худсоветы есть и сейчас. Когда я продюсирую картину и если я не режиссер, то обязательно смотрю и, бывает, даже вырезаю сцены, которые не совпадают с моим видением. Это обычная практика и в западном кино.

У нас государство практически полностью финансирует кинопроизводство, за редким исключением, поэтому оно имеет право на свое мнение. Я работал и в Англии, и в Италии, там тоже не особенно церемонятся с авторами. Кто дает деньги, тот и предъявляет свои требования.

Если же речь идет о худсоветах зрителей, то я против этого. Зритель может смотреть кино и выражать свое мнение, понравилось оно ему или нет. Но вмешиваться в работу профессионалов не должен.

- Должно ли государство взять на себя хотя бы часть кинопроката, чтобы до экранов доходили нужные и правильные фильмы?

- Я думаю, что это была бы ошибка. Несколько грубо, но бизнес кинопрокатчиков можно сравнить с общепитом. Если вы сейчас сделаете общепит государственным, то с питанием будут большие проблемы, останется одна котлета по-киевски. Такой бизнес можно регулировать налогами, дополнительными требованиями, но в основе он должен быть все-таки частным.

Во всем мире это так: существуют законы, которые вынуждают частника, или, что правильнее, делают для него выгодным показывать разное кино. Это можно и нужно делать и у нас: вводить такие правила, которые будут помогать продвигать кино, которое важно для государства. Например, снижать цены на него. Тем более что финансирование у нас в основном государственное.

Цена билета в кино складывается из трех составляющих: 50 процентов — доля кинотеатра, около 20 процентов — доля прокатчика и оставшиеся примерно 30 процентов — доля производителя. Но если производитель уже получил деньги от государства, получается, сумму его вознаграждения можно сократить. Задача государства не прибыль от картины получать, а чтобы зритель ее смотрел. Если вы снижаете цену на билет, то зрителей у вас будет больше. Намного больше, проверено. Билеты в кино у нас дорогие. Снижайте цены на картины, которые хотите, чтобы люди смотрели, и зрителей будет больше.

- Насколько кино доступно сегодня россиянам с точки зрения наличия кинозалов?

- Наверное, к их количеству есть вопросы, но сегодня мы живем в другой ситуации, нежели во времена СССР. Сегодня доступны онлайн-платформы, есть телевизоры хорошего качества, домашние кинопроекторы. Поэтому строить повсеместно кинотеатры, наверное, не очень-то и нужно. Содержание кинозала — дело дорогостоящее, сделать его рентабельным в небольшом населенном пункте сложно. А вот открыть зал с домашним кинотеатром может себе позволить даже, скажем, сельская библиотека. Учитывая развитие техники, звук и картинка будут не хуже. А вознаграждение прокатчиков — это вопрос технический, это несложно отрегулировать. Сегодня никуда не нужно везти копию фильма, все передается по интернету, это почти ничего не стоит.

- Каковы перспективы семейного кино в России? Может ли этот жанр получить новое развитие в Год семьи?

- Не имеет значения, какой год объявлен, главное — есть у вас хорошие режиссеры и сценаристы или их нет. У нас могут снять хороший фильм на эту тему, семейные картины выходят и имеют успех у зрителя. Есть и хорошие мультфильмы. Но, работая почти пятьдесят лет в кино, могу сказать, что от деклараций ничего не происходит. Уж сколько я их слышал…

Год семьи — очень важная социальная инициатива, уверен, семьи получат поддержку, а сама эта тема — новый импульс. Но кино — это особая история, сделать хороший фильм быстро, даже за год, нельзя. Один сценарий надо год писать, как говорил мой учитель Георгий Данелия, и он был прав. Сам процесс создания фильма — сложный, поэтому, чтобы сделать кино, нужно два-три года.

- Какие задачи «Мосфильму» вы поставите на следующие сто лет?

- Задача у нас одна: содействовать качественному созданию фильмов, сериалов, а сейчас и телепрограмм, поскольку телевидение стало неотъемлемой частью больших студий. Хотелось бы, чтобы «Мосфильм» соответствовал уровню задач, которые перед ним ставят. Чтобы здесь всегда можно было реализовать замыслы режиссеров и продюсеров, с которыми они приходят.

Читайте также:

• Матвиенко назвала фильм о летчиках-девушках «Воздух» абсолютно честной картиной о войне