Какой импортный алкоголь может исчезнуть с российских прилавков
С элитными шампанским и виски под Новый год возникнет напряженка
Крупные импортеры и ретейлеры предупреждают о возможном дефиците крепкого алкоголя. Остатки импортных напитков стремительно исчезают с полок, а на то, чтобы наладить параллельный импорт, потребуется время. Что происходит на алкогольном рынке и не придется ли нам встречать Новый год без «Вдовы Клико» — выясняла «Парламентская газета».
Пострадает премиальный сегмент
Крупные алкогольные бренды начали массово покидать Россию еще в марте-апреле этого года. Одной из первых о своем уходе с российского рынка заявила британская компания Diageo, владеющая марками Smirnoff, Johnnie Walker, Guinness, Baileys, Captain Morgan, следом за ней понемногу потянулись и другие. Впрочем, в первые несколько месяцев никакого особого эффекта это не вызвало — магазины распродавали закупленные загодя запасы. А вот сейчас, когда эти самые запасы основательно истощились, а впереди еще и традиционное сезонное увеличение спроса, возник серьезный риск глобального дефицита.
«С большой долей вероятности с полок исчезнут премиальные бренды — например, односолодовый виски Macallan, — рассказал «Парламентской газете» исполнительный директор одной из крупнейших алкогольных дистрибьюторских компаний России Александр Липилин. — Причем конкретно его даже при помощи схем параллельного импорта заменить будет крайне сложно. Macallan и так производится в очень небольших объемах, его распределение по рынкам разных стран всегда жестко квотировалось, так что не факт, что какие-то дистрибьюторы захотят им с нами делиться. Ну или он все же будет завозиться, но по ценам выше нынешних».
То же самое касается виски Balvenie, шампанского Dom Pérignon и Moët. С последним, впрочем, будет попроще — все-таки эта вещь хоть и не рассчитанная на средний кошелек, но тем не менее более массовая.
Впрочем, проблемы ощутят и те, кто предпочитает напитки подешевле. Так, в скором времени на российских прилавках может не остаться одного из самых продаваемых в мире бурбонов Jim Beam и виски Chivas Regal. С виски, отмечает Александр Липилин, ситуация вообще складывается наиболее сложная: старых спиртов для обеспечения всего мирового рынка (особенно после того, как к числу стран — активных потребителей односолодового присоединился Китай) стало не хватать еще пару лет назад. Тогда же начались и проблемы с поставками — ну а сейчас они по понятным причинам просто усугубились.
Сильнее всего, заключили опрошенные «Парламентской газетой» эксперты, дефицит перечисленных выше марок начнет ощущаться как раз к Новому году. Причем он будет неравномерным: в Москве, например, дорогой алкоголь закончится быстрее, чем где-нибудь в Саратове или Таганроге.
Борьба за место на рынке
Однако паниковать не стоит. Речь, напомним, идет об исчезновении отдельных брендов, а не алкоголя вообще. Так что и шампанское, и виски, и все остальное никуда с прилавков не денется — вопрос лишь в том, какие производители будут представлены.
«Алкоголь — сфера очень конкурентная, — отметил в беседе с «Парламентской газетой» президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. — Так что сейчас мы можем наблюдать некоторую перестройку рынка. Те, у кого позиции были слабыми, кто не мог конкурировать в полной мере с крупными известными брендами, получили возможности их усилить. Так, например, на замену тем же Dom Pérignon и Moët гарантированно придут — уже приходят — небольшие производители шампанского, продукция которых до этого на прилавки не всегда попадала. То же самое касается и коньяков, и виски, и всех остальных алкогольных напитков».
В целом, подчеркнул Игорь Косарев, потери не так велики — его покинули всего лишь несколько мультинациональных компаний. Да, они держали крупные портфели с известными брендами, но говорить о какой-либо монополизации российского рынка тем не менее не приходилось — даже в самых забитых импортом сегментах.
«На момент ухода на эти компании приходилось, например, 60 процентов поставляемого в Россию коньяка, столько же процентов виски, 90 процентов шампанского, — заключил Игорь Косарев. — Но все это благодаря очень сильно развитой дистрибуции и гигантским вложениям в маркетинг».
Освободившиеся ниши уже осваивают компании поменьше. Открытым остается один вопрос — не будет ли их продукция хуже при как минимум тех же ценах?
«Я бы сказал, что она будет как минимум не хуже, а порой даже лучше привычных аналогов, — подчеркнул собеседник издания. — Большие межнациональные компании очень сильно связаны обязательствами, вырастающими из объемов их поставок. Поясняю: выдержка хорошего коньячного спирта может достигать двадцати пяти лет. Понятное дело, что спрогнозировать развитие рынка на двадцать пять лет вперед никто не в силах. Поэтому запасов рано или поздно начинает не хватать — притом что аудитория бренда растет. И бренд начинает эти запасы экономить, закономерно ухудшая качество продукта. Маленькие же компании не гонятся за массовостью, продают то, что у них есть, и держат качество на более высоком уровне.
Наконец, нельзя забывать еще о двух вещах: собственном производстве и параллельном импорте. Отечественные компании тоже активно включились в борьбу за освободившиеся ниши. Так, по словам Игоря Косарева, объемы производства российского виски с начала года выросли на 20 процентов. Производство рома увеличилось в пять раз, с 37 тысяч до 190 тысяч декалитров. Своя история — с вином, в том числе игристым, — поскольку это самый конкурентный сегмент, даже мировые виноделы отказываться от российского рынка не спешат.
Параллельный же импорт, признаются участники рынка, штука хорошая, но не быстрая. Полный цикл — найти товар, договориться, наладить каналы поставок — займет не меньше полутора месяцев. Так что к Новому году можно и не успеть.
«Согласно приказу ведомства от 20 октября, в измененный перечень товаров для параллельного импорта вошли 38 брендов алкогольной продукции, в частности, Johnnie Walker, Jagermeister, White Horse, Bell’s, Jack Daniel’s, Jim Beam, Sheridan’s, — уточнили специально для «Парламентской газеты» в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). — До Нового года осталось меньше двух месяцев, и торговые сети приложат максимум усилий, чтобы оперативно восстановить ассортимент импортного алкоголя и обеспечить потребителей качественной продукцией».
Конкретно
Вино — из Турции, виски — из Индии
Как отметил в разговоре с «Парламентской газетой» Александр Липилин, дистрибьюторы уже сейчас активно налаживают поставки алкоголя из дружественных стран — в том числе таких, которые прежде на российском рынке представлены не были. Так, в ближайшее время в магазинах должны появиться сербские и турецкие вина. А еще — индийский и боливийский виски.
«То же турецкое виноделие за последние пять лет сделало существенный шаг вперед, и турецкие вина сейчас вполне соответствуют хорошему ресторанному уровню при сравнительно невысокой — от тысячи рублей — цене, — констатировал эксперт. — Что же касается виски, то Индия сейчас занимает лидирующие позиции во всем мире по его производству. Поэтому — да, в скором времени появятся очень интересные варианты».
Читайте также:
• Пить россияне стали меньше только на бумаге
Тем временем
Не дефицит, а обновление
Не видят причин для беспокойства и торговые сети. Там тоже признают, что с некоторыми популярными брендами, скорее всего, придется проститься, но призывают не страдать, а ждать обновления ассортимента. Так, например, в компании METRO «Парламентской газете» сообщили, что планируют в том числе сделать особый акцент на российских винах.
«В настоящий момент METRO не испытывает сложностей с импортом, но сроки доставки несколько увеличились, — пояснили в компании. — METRO усилила категорию сезонным ассортиментом игристых вин, в том числе региона Шампань, и предложений от производителей-рекольтантов, небольших виноделен провинции Шампань, которые производят ограниченное количество бутылок из собственного винограда. Будет представлен эксклюзивный ассортимент Cava, Prosecco, Crémant, а также игристых вин из Германии, ЮАР, Армении, Грузии, который METRO закупает напрямую у производителей. Сейчас мы фиксируем рост интереса к отечественным винам, вследствие чего расширяем и развиваем их представленность. В отношении крепкого алкоголя — многие привычные клиентам импортные бренды больше не осуществляют поставки в Россию, поэтому потребители заметят изменения в ассортименте».