Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Какой должна быть антиалкогольная пропаганда

06.01.2019 15:30

Автор: Марина Третьякова

Какой должна быть антиалкогольная пропаганда
 

Несмотря на постепенное снижение объемов потребления алкоголя в России, здоровье нации все еще под угрозой. Поэтому законодатели продолжают искать способы для того, чтобы разорвать дружбу россиян с «зеленым змием». Одна из инициатив, которую парламентарии будут рассматривать в 2019 году, может существенно изменить облик как самих бутылок с горячительным, так и магазинов, торгующих спиртным. В двух словах идея звучит так: алкоголь должен стать отталкивающим и недоступным. По крайней мере, для молодежи

Мы все еще слишком много пьем

Через семь лет россияне должны выпивать по восемь литров «абсолютного алкоголя». Конечно, в год. И это будет почти на два литра меньше объемов, потребляемых в 2017 году, — 10,3 литра на душу населения. Такую цель преследует проект «Формирование здорового образа жизни», паспорт которого президиум Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил в июле 2017 года.

В начале прошлого года Минздрав сообщил, что потребление хмельных напитков в стране за десять лет сократилось на 40 процентов. Снижается и число людей, страдающих алкоголизмом: если в 2003 году Росстат насчитал их больше 2,2 миллиона, то в 2017 году — 1,3 миллиона человек. Правда, в расчет брались только люди, состоящие на учете в лечебно-профилактических организациях, так что в реальности их несколько больше. По данным Роспотребнадзора, больше пяти миллионов человек.

В Госдуме убеждены: даже восемь «целевых» литров — критическое количество. А тот факт, что сейчас один среднестатистический россиянин ежегодно выпивает столько спиртного, что в пересчете на этиловый спирт набирается 10 литров, является свидетельством национальной катастрофы. Катастрофы, которая медленно приводит к деградации всей нации и негативно влияет на состояние ее генофонда, уточняют депутаты.

В пользу «отрезвления» населения говорит масса важных факторов, связанных со здоровьем и продолжительностью жизни, а также уровнем преступности. Как сообщал Минздрав, смерти 10 процентов населения в мире связаны с употреблением алкоголя. «А для нашей страны этот процент существенно выше, при этом это смертность трудоспособного населения», — считает замминистра здравоохранения РФ Олег Салагай.

Криминальная статистика тоже настораживает: по данным МВД, за пять лет количество преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии, выросло почти вдвое. Каждое третье нарушение закона совершается «под градусом».

Эти наблюдения и выводы были учтены при разработке Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. В ней оговаривается, что предпринимаемых мер не хватает для борьбы с алкоголизмом. Особое внимание уделено слишком доступной информации о спиртном, в том числе для детей и подростков, а одновременно — недоработках по части профилактики.

Все это послужило поводом для разработки законопроекта, который вводит дополнительные правила в сфере продажи алкогольной продукции, изначально разработанном депутатом фракции ЛДПР Владимиром Сысоевым. Рассмотрение инициативы в первом чтении запланировано на начало весенней сессии Госдумы.

Что вредит, а что убивает

Самым заметным новшеством станут предупреждающие таблички на этикетках. Желающих приобрести вино, пиво или сидр предупредят весьма формальным текстом: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». Размер шрифта и прочие требования к оформлению утвердит Правительство.

Куда более конкретно и лаконично будут увещевать любителей крепких напитков — водки и коньяка. На этих бутылках напишут всего два слова: «Алкоголь убивает». Стандарт этой надписи пропишут в федеральном законе, чтобы не возникло попыток замаскировать ее мелким шрифтом между составом и выходными данными производителя. Предостережение должны писать черными буквами на белом фоне, «жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера». А рядом с текстом — впечатляющие картинки, «демонстрирующие тяжелые социальные последствия после употребления спиртного». Утверждать их будет Минздрав. Текст с картинкой будет обрамлен черной рамкой. Размер таблички - не меньше половины этикетки (можно больше).

На самом деле сообщения о вреде алкоголя должны размещаться на винно-водочных товарах и сегодня. Эта норма была введена в законодательство несколько лет назад, но Правительство так и не утвердило порядок доведения этой информации до потребителей. В других регламентах и нормативах никаких требований на этот счет нет. Так что производитель по большей части решает сам, сообщать ли о пагубном влиянии своего товара, и если да, то как именно.

Нездоровая красота, или Застолье с «ужастиками»

По мнению авторов законопроекта, предупредительные таблички имеют «мощный профилактический эффект». В пример они приводят опыт антитабачной пропаганды, те самые «страшилки» — жуткие картинки, демонстрирующие последствия курения, а также грозные надписи. Они были введены в 2013 году, с оглядкой на мировую практику. Но сделать то же самое для алкогольной продукции Россия догадалась первой. Правда, в Британии попытались сделать некое подобие наглядной демонстрации: на бутылках помещают перечеркнутый графический рисунок беременной женщины с бокалом.

Ранее с такой идеей — размещать на бутылках с алкоголем изображения внутренних органов, пораженных из-за чрезмерных возлияний, - выступали активисты «Трезвой России». Они же призывали уйти от расплывчатой формулировки о вредности чрезмерного употребления. «Что такое чрезмерная доза? Для кого-то это стакан, для кого-то - ведро. Я считаю, что это некачественное информирование граждан о том, к чему может привести потребление алкогольной продукции», - отмечал руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев.

Как говорилось выше, законопроект предлагает использовать «художественные» предупреждения только для крепкого алкоголя. Такое решение, очевидно, тоже связано с мнениями, которые ранее высказывало экспертное сообщество. Многие отмечали: одно дело водка, вызывающая тяжелое опьянение, другое — вино, которое в малых дозах не вредно, да и вообще является частью культуры.

«Мало кто захочет ставить на стол бутылку с изображением разлагающихся органов. И производители высококачественного вина начнут судебные процессы, поскольку несложно доказать, что их продукция, употребляемая правильно, не наносит вреда здоровью», — считает президент Независимой наркологической гильдии Руслан Исаев.

Авторы законопроекта также упоминают доводы противоположного лагеря. «Например, представители Минпромторга России в качестве примера приводят нашу водку «Царскую», красивую, санкт-петербургского розлива, с портретом Петра I, где изображение «синяков под глазами и гнилых зубов» будет неуместно», — отмечается в пояснительной записке. Депутаты возражают так: даже элитный алкоголь вредит здоровью, так что никаких исключений быть не может. Впрочем, если вино или даже коньяк планируется для культурного застолья, ничто не мешает хозяину вспомнить традиции прошлого и подать гостям напитки в изысканных графинах. С другой стороны, неспроста многие предпочитают ставить на стол напитки в заводской таре - гости должны быть в курсе, что они пьют, включая качество и цену, о которой красноречиво скажет фирменная этикетка.

Эстетика упаковки, против которой борются авторы инициативы, важна еще и потому, что она может повлиять на решение приобрести тот или иной напиток и вообще выпить его. Не секрет, что стильная этикетка создает особенную атмосферу. Кроме прочего, нередко именно стильная и красивая упаковка склоняет человека употребить тот или иной продукт. В этом смысле демотиваторы на бутылках помогут отвадить от спиртного впечатлительную молодежь, особо податливую к рекламным уловкам. И уж точно человек задумается, что у приятной атмосферы употребления спиртного есть далеко не приятные последствия.

Кстати, в числе критиков инициативы — Минздрав и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Министерство вовсе не поддержало законопроект, хотя и согласилось, что нужно информировать население обо всех медицинских и социальных последствиях от злоупотребления алкоголем. ФАС тоже не пришлась по вкусу идея о размещении «страшилок» на бутылках спиртного — по мнению чиновников, это чрезмерно, достаточно и надписи «Алкоголь убивает».

Огласите весь список, пожалуйста!

Вторая часть законопроекта связана с ограничениями в сфере продажи алкогольной продукции. Одно из них может до неузнаваемости изменить витрины наших магазинов: ряды блестящих бутылок переберутся на склад, а посетители будут знакомиться с ассортиментом спиртного по бумажному «меню». Это будут неброские прейскуранты: черным по белому, в алфавитном порядке, без рисунков. Показать товар лицом продавцы смогут только по требованию покупателя и только убедившись, что он совершеннолетний.

Нужно уточнить, что законодательство четко разделяет такие понятия, как «алкогольная продукция» и «спиртные напитки». Последнее — часть первого, под спиртным подразумевается крепкая выпивка вроде коньяка и водки. И запрет на демонстрацию товара касается только их. Так что пестрые выкладки вина, пива, сидра, пуаре (грушевый сидр) и медовухи никуда не денутся.

Инициаторы поправок подчеркивают: с 2013 года аналогичный запрет действует для продажи сигарет, и он «уже доказал свою эффективность как мера, способствующая снижению потребления табака». Поэтому, уверены они, их предложение поможет сократить количество любителей согреться градусом.

Фальшивые водка и пиво попадут под пресс

К слову, в 2014 году похожую законодательную инициативу выдвинула группа депутатов от ЛДПР во главе с вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым. Они предлагали создавать в торговых залах барьеры, исключающие прямое обозрение алкогольной продукции. С этой целью можно использовать ширмы и перегородки, а также выделять отдельные помещения или секции, изолированные от остального зала. «Сверкающие витрины с красивыми бутылками, этикетками, коробками, которые еще и стоят в непосредственной близи к сокам и минералке, приковывают к себе взгляды покупателей», — описывал ситуацию один из авторов проекта, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов. Он напомнил, что маркетологи преследуют одну цель — заставить человека совершить покупку. Но в отношении алкоголя это не должно так работать. Отделить тех, кто пришел за алкоголем, от тех, кому он не нужен, призывали депутаты.

Эта инициатива не нашла поддержки в Госдуме. Но сейчас, спустя четыре года, в ее пользу высказался Минздрав. Ведомство не поддержало проектируемый запрет на демонстрацию спиртного, отметив в своем отзыве, что алкоголь нужно продавать в отдельных помещениях.

Бары уйдут из дома

Вот уже несколько лет алкоголь является «персоной нон грата» во многих общественных местах. Его нельзя продавать и разливать в учебных заведениях и больницах, на спортивных и военных объектах, в учреждениях культуры, в общественном транспорте, на станциях и вокзалах, а также в местах проведения публичных мероприятий. Теперь к этому перечню может добавиться новый пункт: здания и помещения, оборудованные входом со стороны дворовых территорий. Проще говоря, под запрет попадут все дворовые «разливайки» и магазины, расположенные на первых этажах жилых многоэтажек. Запрет не затронет только торговые объекты с отдельным входом со стороны улицы.

Борьба с дворовыми барами идет уже несколько лет. Их нашествие на придомовые территории началось после введения «комендантского часа» на розничную продажу спиртных напитков. Учитывая, что спрос никуда не делся, многие магазинчики превратились в «рюмочные». По факту, они так и продают горячительное круглосуточно, только теперь продавцы откупоривают бутылки перед покупателями, как того требует закон.

В опалу жителей многоквартирных домов часто попадают вообще любые питейные заведения, занявшие первые этажи зданий. Мало кому нравятся пьяные крики и потасовки под окнами в ночное время — хоть со стороны двора, хоть со стороны проезжей части. Статистика подтверждала проблему: в Татарстане, например, в местах размещения «наливаек» на 25 процентов чаще стали вызывать полицию для усмирения нетрезвых дебоширов.

«От этих посетителей не просто много шума: пьяные, часто агрессивные мужчины пугают жильцов, периодически вступают с ними в конфликты, доходящие до применения силы. Это не говоря о мусоре и прочих отвратительных последствиях пьянок», — соглашался с наличием проблемы первый зампред Комитета Госдумы по безопасности Дмитрий Савельев (ЛДПР).

Пензенское заксобрание предлагало запретить эту практику еще в 2015 году, но тогда Госдума отклонила инициативу. Профильный комитет аргументировал отрицательный отзыв тем, что запрет не поможет избавить городские дворы от нетрезвых компаний. Однако проблему никто не забыл.

Милонов предложил ввести в России «сухой закон»

С тех пор похожие инициативы выдвигали как парламенты других регионов (например, Ульяновск и Татарстан), так и депутаты Госдумы. Кроме того, многие субъекты вводили запреты на своем уровне. В 2017 году упорядочить эту практику попытался депутат Госдумы Александр Сидякин. Он вместе с коллегами предлагал на федеральном уровне закрепить право регионов на ограничение розничной продажи алкоголя возле многоэтажек. По его информации, на тот момент в 36 регионах России были приняты законы, ограничивающие розничную продажу спиртного в магазинах на первых этажах многоквартирных домов. Благодаря этому местные жители стали меньше жаловаться на нарушения общественного порядка, сократилось и количество отравлений суррогатным спиртным.

Но запрет, предлагаемый Сысоевым, касается только баров с входом со стороны двора. Проблему ночных криков это может и не решить, но автор и не утверждает этого. Его цель — оградить подрастающее поколение от пагубного примера и нездоровой атмосферы. Типичный двор многоэтажки невозможно представить без детской площадки. И каково родителям отпускать детей играть в песочницу, рядом с которой похмеляется хмурый гражданин? И что откопает малыш в такой песочнице, если всю ночь там веселилась хмельная компания? Предлагая запрет на продажу алкоголя в «дворовых» магазинах и рюмочных, автор инициативы как раз хочет исключить «ненормальные ситуации, когда алкоголь продается в непосредственной близости от мест отдыха детей и их родителей».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 9746