Какие пропаганда и рекламная агитация запрещены законом
В январе Госдума планирует рассмотреть ряд поправок в Закон «О рекламе»
В январе депутаты планируют обсудить поправки в статью 7 Закона «О рекламе», предлагающие запретить пропаганду либо рекламу так называемого веселящего газа (закиси азота). Это не единственная инициатива в законодательном портфеле Государственной Думы с ограничениями или запретами в базовый рекламный закон. Впрочем, черный список того, что нельзя рекламировать и пропагандировать, должен знать не только рекламщик, но и любой гражданин.
ТОВАРЫ, РЕКЛАМА КОТОРЫХ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ
В Законе «О рекламе» так называется статья 7, устанавливающая прямой запрет рекламы различных товаров и услуг. Прежде всего тех, производство и реализация которых запрещены российским законодательством.
В этом списке:
- наркотики и психотропные вещества (прекурсоры и содержащие их растения);
- взрывчатые вещества и материалы (за исключением пиротехники);
- органы и ткани человека как объекты торговли;
- товары, подлежащие госрегистрации, лицензированию, обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия техрегламентам;
- табак, табачные изделия и курительные принадлежности (в том числе трубки, кальяны, сигаретная бумага, зажигалки);
- услуги по искусственному прерыванию беременности;
- услуги по подготовке и написанию диссертаций, выпускных квалификационных и других работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации.
Есть специальная статья для защиты несовершеннолетних «от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта», запрещающая дискредитацию родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним.
В частности, нельзя создавать у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для любой семьи и впечатления о том, что обладание им ставит детей и подростков в предпочтительное положение перед сверстниками (с формированием комплекса неполноценности у тех, кто не владеет рекламируемым товаром). Также запрещен показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, побуждающих к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью.
Помимо рекламных запретов, закон прописывает и ряд существенных ограничений. Например, по рекламе алкогольной продукции, которая не должна:
- содержать утверждение о том, что употребление алкоголя имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
- осуждать воздержание от употребления алкоголя;
- содержать утверждение о том, что алкоголь безвреден или полезен для здоровья, в том числе о наличии в нем БАД и витаминов;
- содержать упоминание, что алкоголь — один из способов утоления жажды;
- обращаться к несовершеннолетним;
- использовать образы людей и животных, в том числе мультипликационные.
Определенные ограничения установлены и по размещению рекламы алкоголя в периодических печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, в теле- и радиопрограммах, на всех видах транспортных средств общего пользования, в детских, образовательных, культурных, медицинских, спортивных и других организациях и рядом с ними, а также в Интернете.
При этом разрешенная реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади.
Определенные табу существуют и для рекламы лекарственных средств, которая, в частности, не должна:
- обращаться к несовершеннолетним;
- отсылать к конкретным случаям излечения от заболеваний в результате применения объекта рекламы;
- создавать представление о преимуществах лекарства, ссылаясь на исследования, обязательные для его госрегистрации;
- способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламы;
- создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
- гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Аналогичные требования относятся и к рекламе продуктов детского питания, биологически активных и пищевых добавок.
Также реклама лекарств, медицинских изделий и услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов.
Не допускается и реклама продукции военного назначения и оружия, за некоторыми исключениями, например для развития военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия, возможна в специализированных печатных изданиях; в местах его производства, реализации, экспонирования и стрельбы из оружия; в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.
Нормы по рекламе игр, основанных на риске, и пари, в частности, запрещают:
- обращаться к несовершеннолетним;
- создавать впечатление, что это является способом заработка;
- преувеличивать вероятность выигрыша и преуменьшать риск;
- создавать впечатление, что выигрыш гарантирован.
Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности также регламентирована. Так, она не должна содержать гарантии или обещания в будущем доходности вложений (в том числе основанные на реальных показателях в прошлом), если эта доходность не определена в соответствующем договоре. Запрещено умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг как влияющих на сумму доходов, так и на сумму расходов. Не допускается реклама ценных бумаг, предложение которых не предусмотрено федеральным законодательством, имущественных прав под видом рекламы ценных бумаг и биржевых облигаций до даты допуска их биржей к торгам.
А реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, не должна содержать, в частности, утверждение о преимуществе перед завещанием и осуждение родственников потенциального потребителя таких услуг, якобы не заботящихся о нем.
Конкретная ответственность за незаконную пропаганду и рекламную агитацию прописана уже в кодексах.