Как замедлить курьера
В Госдуме предложили запретить штрафовать доставщиков за опоздание
Статистика столкновений с машинами, велосипедами и самокатами курьеров растёт. Увеличивается и число предложений, как найти управу на доставщиков. Эксперты говорят об отдельном ОСАГО для курьеров и строгом режиме их работы. Предлагают даже изменить градостроительную политику, чтобы разделить потоки курьеров и пешеходов. «Парламентская газета» выслушала мнения.
Спешащий Улукбек
Первый зампредседателя Комитета Госдумы по контролю Михаил Романов попросил главу Следственного комитета Александра Бастрыкина обратить внимание на ДТП, случившееся на улице Софьи Перовской в Петербурге. Происшествие, в котором 25-летний курьер из Киргизии Улукбек Ысмайылов сбил на своей машине восьмилетнюю девочку, произошло ещё в августе. Однако вопрос о возбуждении уголовного дела подняли лишь спустя три месяца.
Дело в том, что на месте аварии Ысмайылов смог уговорить бабушку девочки не вызывать полицию в обмен на добровольную материальную помощь. Но узнав, что лечение ребёнка обойдётся в 150 тысяч рублей (девочка получила сложный перелом позвоночника. — Прим. ред.), парень срочно отбыл в Бишкек.
«ДТП, в котором тяжело пострадал ребенок, — это крупное происшествие, серьёзное преступление, и оно должно подобающим образом расследоваться и быть квалифицировано. Нужно добиваться от киргизской стороны выдачи виновника аварии, а от него самого — полной компенсации расходов на лечение и реабилитацию пострадавшей девочки», — отметил Михаил Романов в своём обращении к главе СК.
Кроме того, депутат предложил ограничить законом штрафы за несвоевременную доставку товаров. Ведь именно они и заставляют курьеров рисковать жизнью других людей и своей собственной, отметил парламентарий.
«В стремлении избежать денежного наказания и добраться до нужного адреса в срок во что бы то ни стало курьеры часто нарушают Правила дорожного движения, что приводит к ДТП», — подчеркнул Романов.
Время — деньги
Стремительное развитие рынка экспресс-доставки, и правда, заставляет курьеров поторопиться. Такие правила поведения во многом диктует сам клиент. Ведь между «пиццей за два часа» и «пиццей за час» покупатель, скорее всего, выберет второе.
Уже сейчас многие компании предлагают срок доставки 15 минут и менее. А некоторые добавляют к этому приятный бонус: «Не успели привезти заказ вовремя — товар за наш счёт».
«За наш» — читай «за счёт курьера», говорят эксперты. Отсюда и нарушения ПДД на дорогах, и лихачи-доставщики на велосипедах, и усилители движков на электросамокатах.
Читайте также:
• В МВД сообщили о резком росте числа ДТП с электросамокатами в 2021 году • Скорость движения электросамокатов по тротуарам хотят ограничить 25 км/ч • Самокаты предложили приравнять к транспортным средствам
В сентябре столичная ГИБДД заявила: в каждом третьем велонаезде на пешеходов в Москве в этом году фигурировали доставщики еды.
«При этом курьеры-мигранты из Средней Азии становились виновниками ДТП гораздо чаще, чем россияне, — в 80 процентах случаев», — рассказала глава пресс-службы столичной ГИБДД Любовь Высоцкая в эфире «Авторадио».
С начала этого года выросло и количество аварий с участием электросамокатов, моноколёс и других подобных механизмов. «В январе-сентябре 2021-го в России произошло 416 аварий с участием средств индивидуальной мобильности. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост таких ДТП составил почти 52,27процента» — сообщил ТАСС со ссылкой на МВД. Процент виновников в этих авариях курьеров-самокатчиков полицейские, правда, не уточнили.
Тише едешь — дальше будешь
Как замедлить курьеров, в последнее время активно обсуждают эксперты, парламентарии и общественники. Правда, пока единственное, что удалось сделать, — это ограничить скорость передвижения на так называемых средствах индивидуальной мобильности. Так, в Москве и Петербурге в отдельных районах ездить на электросамокатах или моноколёсах можно не быстрее 15—20 километров в час. Ограничение касается всех, не только курьеров.
«Парламентская газета» собрала и другие предложения. Например, председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ рекомендовал ввести отдельное ОСАГО для курьеров. «Работодателей курьеров надо обязать страховать их гражданскую ответственность за вред, причиненный другим людям. Это, с одной стороны, дисциплинирует курьеров и их нанимателей, а с другой — не оставит без возмещения вреда пострадавших», — сказал эксперт нашему изданию.
А первый заместитель председателя Комитета Госдумы по правам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая предложила усилить контроль за рабочим графиком курьеров. «Курьеры, так же как и таксисты, порой работают по 24 часа в сутки. Если они всё это время за рулём, то снижается концентрация внимания. Необходим контроль за рабочим графиком курьеров», — сказала депутат «Парламентской газете».
А координатор общества «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов поддержал предложение депутата Михаила Романова. «Пересмотр стандартов сервисов доставки, более лояльное отношение к курьерам — это правильный вариант», — сказал он.
С места — в курьер
За курьеров вступились и в Ассоциации компаний интернет-торговли. Там обратили внимание, что большинство доставщиков сегодня используют не автомобили, а велосипеды и электросамокаты.
«Если сложить все учтённые аварии на велосипедах и самокатах — получится чуть более семисот происшествий. Это меньше 0,1 процента в общей статистике аварий с начала года (96 314 ДТП. — Прим. ред)», — отметил президент ассоциации Артём Соколов. То есть, уверен эксперт, вклад курьеров в аварийность на дорогах и во дворах сильно преувеличен.
А запрет штрафовать курьеров за несвоевременную доставку вообще противоречит принципам рынка, считает Соколов: «Более глубокие настройки в плане временных слотов доставки — это общий тренд, к которому идёт весь мир. Поэтому курьеры будут ускоряться».
Он также обратил внимание, что именно работодатель решает, какой суммой вознаграждать сотрудника. И это касается не только курьеров. «Если, например, любой другой человек будет опаздывать на работу и при этом будет объяснять это тем, что не спешил, чтобы не увеличивать риск на дороге — его оштрафуют? Скорее всего, да», — предположил президент ассоциации.
По его мнению, России необходимо приспособиться под такое новое явление, как экспресс-доставка. Тем более что число участников такого рынка в ближайшие годы, по прогнозам, увеличиться втрое. «Мне кажется, назрел момент, когда нам пора менять стандарты градостроительной политики и заранее закладывать в проект новых микрорайонов велодорожки, в том числе для курьеров. То есть важно просто разграничить такие потоки», — сказал Артём Соколов «Парламентской газете».
Также, полагает эксперт, при строительстве новых домов можно устанавливать почтовые ящики, рассчитанные на приём не только газет, но и небольших заказов — так курьер и продавец не будут привязаны друг к другу, что позволит избежать лишней спешки.