Как заказать домой еду из ресторана и не заработать проблем
Не стоит платить заранее и удалять письма
Чтобы не напрягать себя лишними делами в новогодние праздники, многие люди пользуются доставкой готовой еды. С какими проблемами при этом можно столкнуться и как их избежать, разбиралась «Парламентская газета».
Рынок продолжает расти
Доставка еды — это один из видов электронной коммерции. Этот рынок показывает очень динамичное развитие. Так, например, в 2022 году он составил 553 миллиарда рублей, на две трети увеличившись по сравнению с 2021 годом. А по итогам 2023 года эксперты прогнозируют рост еще на 35 процентов — до 750 миллиардов рублей. Это составит десять процентов от всего рынка электронной коммерции в России, рассказал «Парламентской газете» сопредседатель Союза потребителей России по цифровой сфере Алексей Койтов.
«Эти цифры говорят о том, что потребители все чаще отдают предпочтение заказу готовой еды или продуктов дистанционным образом и все меньше сами ходят в магазины или точки общепита», — пояснил он.
Поэтому особое значение приобретает вопрос качества и безопасности таких покупок. Ведь требования к общепиту достаточно жесткие и объемные - как к санитарному состоянию кухни, так и к содержанию подсобных помещений. «А когда та же самая готовая еда попадает через доставку к нам, она проходит как минимум путь в рюкзаке курьера», — отметил Койтов.
Таким образом, возникает дополнительный риск попадания туда каких-то вредных элементов, болезнетворных бактерий и прочего. Также не всегда надлежащим образом обеспечивается нужный температурный режим. «Кроме того, есть недобросовестные точки, которые ориентированы именно на доставку и с меньшей ответственностью подходят к приготовлению этой еды», — сказал эксперт.
Сигналить о нарушениях
В 2023 году в России произошло несколько случаев массовых пищевых отравлений. Часть из них была связана с доставкой готовой еды. Поэтому стоит помнить, что делать в случае внезапного плохого самочувствия.
Если есть подозрения на отравление едой из доставки, то в первую очередь нужно обратиться в медицинское учреждение и зафиксировать пищевое расстройство, то есть закрепить факт причинения вреда здоровью, посоветовал Койтов. Это будет основным доказательством, а дополнительными могут быть любые документы, связанные с заказом еды, — чеки, СМС, электронные письма, отметка в приложении. Все это будет оцениваться в совокупности в случае подачи претензии или судебного разбирательства.
«Более того, для Роспотребнадзора это будет сигнал к проведению внеплановой проверки, поскольку риск причинения вреда здоровью налицо», — отметил эксперт. Ответственность для производителя в этом случае, как правило, наступает административная, но если последствия будут тяжкие, например массовые отравления или случаи с летальным исходом, то вплоть до уголовной.
Потребитель при этом может претендовать на возмещение вреда здоровью. Для этого ему нужно обратиться с претензией к продавцу, а если положительного ответа не будет, то в суд. Компенсация производится в размере расходов, связанных с лечением, и утраченного заработка, если в это время человек не работал.
Также пострадавший может требовать возмещения морального вреда, его итоговый размер определяет суд. «Как показывает практика, разброс достаточно большой — от нескольких тысяч рублей до нескольких сотен тысяч рублей», — рассказал Койтов.
Оплачивать при получении
Еще одной проблемой, с которой может столкнуться заказчик, является задержка доставки. Тогда в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» покупатель вправе через претензию или суд потребовать уменьшения цены за эту услугу, возмещения убытков, если таковые возникли, неустойку. Исполнителю не придется платить компенсацию, лишь если он докажет, что доставка опоздала из-за обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. На практике же в случае задержки покупателю обычно предлагают отказаться от заказа или в качестве извинения дают ему промокод со скидкой на следующий заказ или другой бонус. Это позволяет решить вопрос гораздо быстрее и без лишних заморочек.
А если курьер с заказом не приехал, то заказчик вправе вернуть деньги либо не платить за заказ, отметил Койтов. Он рекомендовал оплачивать любую доставку — непродовольственных товаров, продуктов, готовой еды — только по факту получения. Это нужно, чтобы сначала проверить, что привез курьер. Если товар не устроил по каким-то причинам, оказался не тем, от него можно отказаться не оплачивая, пояснил эксперт.
Читайте также: