Как выбрать онлайн-курс и не попасться на удочку инфоцыган
Доверять даже очень впечатляющей рекламе не стоит
Со времен пандемии коронавируса в России возник повышенный спрос на онлайн-курсы. Тогда же заговорили и о проблемах такого обучения. Например, кто-то хочет бросить учебу по личным причинам, а кто-то недоволен ее качеством. И не всегда в таком случае россияне получают обратно уже потраченные деньги. Чтобы решить этот вопрос, фракция «Новые люди» во главе с ее лидером Алексеем Нечаевым 28 сентября внесла в Госдуму законопроект, который позволит получить обратно средства за оплаченные онлайн-курсы, качество которых не устроило потребителей. Ранее Верховный суд разрешил возвращать часть такой оплаты, если покупатель сам решил не доводить обучение до финала, даже если договором это не предусмотрено. Как выбрать курс и не разочароваться и почему не стоит надеяться на рекламные обещания организаторов таких тренингов, разбиралась «Парламентская газета».
С плохими курсами решили бороться
Проблемы онлайн-обучения обсуждают в России уже не первый год. За это время люди настолько привыкли к возможности узнавать новое не выходя из дома, что интерес к такой форме получения знаний не снижается. В итоге, по оценкам экспертов, российский рынок онлайн-курсов может достигать ста миллиардов рублей.
Согласно законопроекту, изменения предлагается внести в Закон «О защите прав потребителей». Так у россиян может появиться возможность потребовать возврат денег на основе договора образовательных или информационно-консультационных услуг, если потребитель выявит их ненадлежащее качество.
Соответствующие критерии для оценки качества установит Правительство. Среди них авторы инициативы предлагают учитывать несоответствие полученных знаний обещанному результату, плагиат, большое количество жалоб и судебных исков от потребителей услуг к конкретной организации и иное.
Среди результатов, к которым должно привести принятие законопроекта, указана не только защита прав потребителей, но и качественное развитие индустрии онлайн-курсов. «Когда поставщики контента знают, что их клиенты могут вернуть свои деньги, они будут более мотивированы создавать высококачественные курсы, которые действительно работают и формировать объективную рекламу о своих продуктах», — разъяснено в пояснительной записке. А добросовестных преподавателей и образовательные платформы это в итоге должно избавить от нечестной конкуренции.
Качество должна подтверждать лицензия
Рынок онлайн-образования продолжает расти, вместе с тем интернет наполняется различными предложениями от бизнес-тренеров и курсами личностного развития. Такой инструмент используют в том числе «инфоцыгане», чтобы заработать на продаже продукта, который не имеет абсолютно никакой практической ценности, считает вице-спикер Госдумы Борис Чернышов.
Чтобы решить эту проблему, ранее он обратился к вице-премьеру Дмитрию Чернышенко и попросил дать указание Рособрнадзору определить порядок лицензирования подобных тренингов и курсов. Работа в этом направлении сейчас ведется, сообщил парламентарий.
При этом отличить качественные курсы от «инфоцыганства» очень просто, уверен он. «Нужно ориентироваться на того, кто размещает те или иные образовательные курсы, верифицировать организации и изучать в интернете, если ли у них государственные лицензии или те или иные документы, подтверждающие их качество, — это либо лицензия, либо аккредитация», — объяснил вице-спикер «Парламентской газете».
Периодически жалобы на такие онлайн-курсы поступают не только к парламентариям, активистам и в суды, но и в Роспотребнадзор, и в Союз потребителей Российской Федерации.
К сожалению, дела с качеством онлайн-обучения в России обстоят неоднозначно, считает сопредседатель Союза потребителей по цифровой сфере и международным связям Алексей Койтов. «Если говорить о таком формате обучения от вузов, известных крупных учебных заведений, то все более-менее нормально, так как они дорожат своей репутацией, лицензией и так далее, если же речь идет о коучах, то здесь бардак как был, так пока и остается», — отметил эксперт.
Пока прорабатываются законодательные инициативы в этой сфере, дистанционные тренинги продолжают жить, так как их может проводить кто угодно, брать за это деньги и фактически не нести никакой ответственности.
При этом проблемы с создателями онлайн-курсов получается преодолевать разными путями, рассказал Койтов. Если организация дорожит репутацией, то она решает вопрос, когда ей поступает претензия, путем переговоров с учащимся. В ином случае авторы курсов могут вообще не разбираться в юридических тонкостях отношений со своими клиентами, тогда процесс значительно усложняется — проблемы приходится решать в судебном порядке, но возврат денег это не гарантирует.
«Поэтому, конечно, мы всегда рекомендуем в этом направлении получать обучение только у лицензированных на образовательную деятельность организаций. Все остальное всегда будет на ваш страх и риск», — отметил эксперт.
А вот доверять заманчивым фразам «вернем деньги за обучение, если оно не приведет к результатам» он не советует. Такие обязательства как минимум должны быть прописаны в договоре, но на практике даже это не всегда избавляет от проблем, добавил Койтов.
Суд встал на сторону покупателя
Недавно проблемами онлайн-образования проникся и Верховный суд. Согласно его решению, отказ в возврате средств за прерванное обучение на таких курсах ущемляет права потребителя, даже если он сам передумал проходить их до конца.
Как рассказал «Парламентской газете» истец Александр Вилюга, он купил годовые образовательные курсы для предпринимателей за 250 тысяч рублей. Привлекло качественное рекламное мероприятие, на котором удалось почерпнуть действительно много интересной информации.
«Единственный вопрос, который я себе задавал: «Что будет на протяжении всего года, если за два дня я столько информации узнаю?» Это было очень круто. Естественно, я купил курс, и меня там приняли с распростертыми объятиями, а дальше обучение пошло очень вяло», — объяснил предприниматель. Например, присылали многочасовые видео с информацией, которую можно найти в интернете.
Когда Вилюга понял, что такой подход авторов курса его не устраивает, так как он просто тратит свое время и ресурсы, то решил уйти из программы. Первоначально продавцы пообещали вернуть часть денег после пересчета, а в итоге разборки тянутся уже 2,5 года.
В компании ссылались на условия публичной оферты и готовы были вернуть только 20 тысяч. На письменную претензию покупателя там ответили отказом. Суды трех инстанций дотянули эту сумму до 30 тысяч. Но Верховный суд решил, что условия договора, на которые ссылается компания, недопустимы как ущемляющие права потребителя.
В итоге дело вернули на пересмотр в апелляцию, чтобы там посчитали фактические расходы, которые понесли организаторы до отказа покупателя от продолжения обучения. Заседание состоялось и дальнейшее рассмотрение спора перенесли на 26 октября. «Суду понятно, что нужно к ответчику применить санкции, но непонятно, в каком объеме. Решили изучить документы, которые направил ответчик», — пояснил истец.
Больше в бизнес-курсы Вилюга не верит, а учиться решил лично у действующих предпринимателей, которые сталкивались с реальными проблемами. «Онлайн-обучение — это на любителя», — поделился мнением он. Ведь далеко не у всех выпускников и даже их наставников действительно работает свой бизнес.
Истец посоветовал желающим сначала обдумать, зачем им нужны эти курсы, могут ли они обойтись без них, есть ли вокруг люди, которые готовы поделиться нужной информацией, потому что стоимость таких программ колоссальная. Вместо этого лучше почитать соответствующую литературу, а самое главное — просто идти и работать, подытожил он.
Ещё материалы: Алексей Нечаев , Борис Чернышов , Дмитрий Чернышенко