Как выбрать качественную косметику
Что гарантирует безопасность и на что обращать внимание при покупке помад и кремов
Александр Мамаев/URA.RU/ТАСС
Косметика — один из самых популярных (и, чего уж там, желанных среди прекрасных дам) подарков на 8 Марта. Но как убедиться, что презентованный по сему случаю крем не «порадует» сыпью? Чтобы Международный женский день не превратился у наших читательниц в праздник со слезами на глазах, «Парламентская газета» разобралась в основах косметической безопасности.
Три надёжных буквы
Главный страж качества косметических средств, как и других товаров, — это Технический регламент Таможенного союза (ТС) «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», рассказала «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Ольга Ковитиди. Без соответствия его требованиям как российская, так и зарубежная косметика попросту не имеет права продаваться в России и других странах ЕАЭС.
Успешную «сдачу нормативов» Таможенного союза подтверждают три буквы «ЕАС» на упаковке товара. Довольно часто на товарах рядом со этим значком можно увидеть ещё один — «РСТ». Такую маркировку имеют товары, которые отвечают российским национальным стандартам (ГОСТ Р). Но если её нет, не спешите отказываться от покупки, потому что такую сертификацию производители проходят добровольно и по собственной инициативе.
По словам Ковитиди, безопасность косметики отслеживается по нескольким направлениям. Так, регламент ТС содержит критерии для оценки физико-химических, микробиологических, токсикологических и клинических показателей. Один только список веществ, запрещённых для использования в парфюмерно-косметической продукции, насчитывает 1328 позиций. Среди них как вредные химические вещества (бензол, хлор, ртуть, метальдегид, сурьма и другие), так и растительные компоненты вроде болиголова, спорыньи, лавровишни аптечной и прочих. Запрещены также антибиотики, гормональные препараты, йод и некоторые вещества, полученные из нефти.
Отдельно регламентированы процессы производства. Также есть конкретные требования к потребительской таре и маркировке продукции. Например, надписи на упаковке, этикетке и ярлыке должны быть на русском языке и не смываться в процессе использования продукта. «Кроме того, регламент призван предупредить действия, вводящие в заблуждение потребителей относительно назначения и безопасности косметики», — подчеркнула Ковитиди.
«Каждый технический регламент имеет два перечня стандартов, потому что в самом регламенте всё прописать невозможно», — добавил исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ) Пётр Бобровский. Один перечень — это требования к продукции, второй — методы испытаний.
Отечественные гарантии
Ряд предписаний по оформлению и составу косметической продукции выдвигают российские законы. Например, на этикетке должны быть сведения о способе действия и эффекте от применения, а также противопоказания.
Большей части косметической продукции достаточно иметь декларацию соответствия регламенту ТС. Но есть 13 видов товаров, которые проходят более жёсткий контроль. Среди них — краски для волос, детская косметика и пилинги. Такие товары должны иметь свидетельство о государственной регистрации. Чтобы получить её, производитель подаёт в Роспотребнадзор документы и образцы косметики для исследований. Товары, прошедшие контроль, внесены в Единый реестр свидетельств о госрегистрации.
Отклонения от регламента влетят в копеечку
Кроме требований к производству косметики, российское законодательство предусматривает и меры наказания за их несоблюдение, отметила сенатор Ольга Ковитиди.
Регламент призван предупредить действия, вводящие в заблуждение потребителей относительно назначения и безопасности косметики.
Фальсификаторам и мошенникам грозят штрафы вплоть до миллиона рублей. Например, за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технических регламентов предусмотрена административная ответственность по статье 14.43 КоАП РФ, рассказала парламентарий.А за фальсификацию косметической продукции (незаконное использование чужого товарного знака) в действующем законодательстве России, а именно статье 180 УК РФ, предусмотрено уголовное наказание. «Помимо того что фальсификат наносит существенный вред экономике страны, его качество может быть небезопасно для здоровья граждан», — объяснила строгость Ольга Ковитиди.
Магазины требуют больше, чем закон
По словам исполнительного директора АППИК БХ Петра Бобровского, вся парфюмерно-косметическая продукция в России обязательно проходит так называемый дорыночный контроль. «То есть всё, что продаётся в магазине, уже должно было пройти проверку», — отметил он. Выявлением непроверенных товаров и изъятием их из продажи занимается Роспотребнадзор.
Впрочем, торговые сети так рисковать не склонны, подчеркнул эксперт: «Они даже строже относятся к качеству товаров. Подчас они требуют больше документов, чем положено по законодательству, потому что они хотят перестраховаться на любые случаи».
Поэтому в поисках косметики, тем более в подарок, лучше зайти в сетевой магазин, а лучше всего — фирменный, считает член Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина. «Ни в коем случае не следует покупать косметику с рук, я бы даже в Интернете не рискнула. Стоит при этом посоветоваться с врачом-косметологом или дерматологом, потому что кожа у всех разная. И убедиться в отсутствии аллергии на компоненты», — порекомендовала парламентарий.
Как маркируется «правильная» косметика
Регламент ТС:
1. Наименование (например, шампунь, зубная паста и пр.) и название.
2. Назначение — если это не следует из названия (например, средство по уходу за кожей).
3. Объём или масса в таре — кроме пробников.
4. Дата изготовления и срок годности.
5. Состав, причём ингредиенты должны быть перечислены в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре.
6. Условия хранения.
7. Способ применения и меры предосторожности.
8. Цвет и тон — если это декоративная или окрашивающая косметика.
9. Номер партии или специальный код.
10. Наименование изготовителя и его юридический адрес.
11. Указание страны происхождения косметики — если она не совпадает с юридическим адресом изготовителя.
12. Наименование и адрес уполномоченного представителя или импортёра, которому потребители могут подавать жалобы.
Российские законы:
13. Способ действия.
14. Эффект от применения.
15. Противопоказания.
Ещё материалы: Ольга Ковитиди