Как вернуть деньги за авиабилеты или путёвку в Грузию
Что говорит закон, разбиралась «Парламентская газета»
С 8 июля российским авиакомпаниям запрещены полёты в Грузию. Это временное ограничение, установленное указом Президента России Владимира Путина от 21 июня и введённое в целях безопасности россиян в связи с беспорядками в этой стране. Документ также рекомендует туроператорам воздержаться от продажи путёвок в грузинские города. «Парламентская газета» разбиралась, что делать туристам, которые уже купили авиабилеты и путёвки в Грузию?
Полететь раньше или с пересадкой
Министерство иностранных дел России уже обратилось к гражданам с рекомендацией воздержаться от поездок в Грузию «в интересах их личной безопасности». Авиакомпании фиксируют массовую сдачу билетов на рейсы в эту страну, отмечалось на совещании у вице-премьера 22 июня.
Продажи авиабилетов на прямые рейсы в Грузию на даты после 8 июля закрыты у всех российских перевозчиков. А россияне, которые планировали полететь туда после этой даты, оказались перед выбором: сдавать билеты и оставаться дома или переносить вылет на более ранние даты. Такие варианты предлагают все шесть авиакомпаний, которые работают по грузинским направлениям.
Тем россиянам, которые купили билеты с датой вылета до 8 июля, «Аэрофлот», как подтвердили «Парламентской газете» в пресс-службе компании, обещает при желании «производить полный возврат по месту приобретения авиабилета».
Другие перевозчики подобных заявлений не делали, многие сообщают, что до 8 июля перелёты состоятся в соответствии с расписанием. Это может значить, что возврат билетов планируется оформлять по стандартным условиям. Такой сценарий подтверждается в сообщении на сайте Ростуризма: «Граждане, приобретавшие авиабилеты отдельно, вправе обращаться по месту приобретения билетов для возврата денежных средств: с вылетом до 8 июля 2019 года — в соответствии с тарифом такого билета; с вылетом с 8 июля 2019 года — в полном объёме».
Позднее на сайте Ростуризма также разъяснили, что по поводу возврата билетов с вылетом до 8 июля «самостоятельные туристы вправе обращаться по месту приобретения авиабилетов в соответствии с Гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством о защите прав потребителей». В этом случае турист должен написать заявление в агентство о возврате стоимости авиабилета. Если ему будет отказано или ответ не последует, путешественник вправе обратиться в суд по месту своего жительства и с жалобой в Роспотребнадзор по месту нахождения агентства.
Вынужденный и невынужденный возврат
Возврат билетов на рейсы в Грузию с 8 июля считается вынужденным. Согласно части 2 статьи 108 Воздушного кодекса, в этом случае перевозчик должен вернуть клиенту все уплаченные за билет деньги.
Исходя из разъяснений Ростуризма, возраст билетов с вылетом до 8 июля пока не считается вынужденным (то есть он не продиктован отменой рейса). В этом случае права пассажира регулируются частью 1 статьи 108 Воздушного кодекса. Если тариф, по которому куплен билет, предполагает его возврат, то авиакомпания вернёт пассажиру всю сумму (кроме фактически понесённых издержек — оплата бронирования и прочее). Но это правило распространяется на случаи, если клиент уведомил компанию об отказе от полёта не позднее чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс. Если же отказ произойдёт позднее этого срока, то авиакомпания имеет право взыскать с пассажира неустойку в размере до 25 процентов стоимости билета и суммы фактически понесённых расходов перевозчика. Уплаченная провозная плата не возвращается пассажирам, которые решили вернуть билеты после окончания регистрации на рейс.
Владельцам невозвратных билетов при отказе от полёта деньги, заплаченные по тарифу, не возвращаются — только суммы, которые не были потрачены в пользу иных организаций (например, аэропортовый и топливный сборы).
Перевозчики обязаны информировать клиентов об условиях и порядке возврата билетов ещё до его покупки. У каждой авиакомпании на сайте также есть разделы с инструкциями и онлайн-сервисами по возврату билетов. Чтобы воспользоваться ими, обычно требуется ввести номер бронирования и личные данные пассажира, которые указывались при покупке билета. Деньги возвращаются по тому же каналу, по которому клиент их перечислял. То есть если оплата была банковской картой, то и деньги будут возвращены на этот счёт. Срок возврата денег составляет десять дней, более точные условия указаны на сайтах авиакомпаний.
Стоимость путёвки вернут полностью
Роспотребнадзор и Ростуризм разъясняют: россияне, которые купили турпутёвки в Грузию, с 21 июня имеют «безусловное право требовать расторжения договора или изменения его условий».
Требуя изменить или расторгнуть договор, заключённый с туроператором, следует ссылаться на Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Статья 10 этого закона устанавливает, что стороны договора имеют такое право «в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора».
В данном случае к существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре, а также изменение сроков совершения путешествия (в случае если туроператор перенесёт тур на более ранний срок или сократит его длительность).
Требуя изменить или расторгнуть договор, заключённый с туроператором, следует ссылаться на Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Кроме закона о туристской деятельности, расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств регламентирует статья 451 Гражданского кодекса. Согласно ей, изменение обстоятельств признаётся существенным, «когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях».
Статья 14 закона о туристской деятельности регламентирует обеспечение безопасности путешественников. Благодаря ей клиент имеет право потребовать в судебном порядке расторгнуть договор с туроператором, если в стране, куда запланирована поездка, возникла угроза безопасности жизни, здоровья и имущества туристов. Наличие таких оснований может быть обосновано заявлением МИД от 21 июня с рекомендацией воздержаться от поездок в Грузию.
При расторжении договора в таком случае туристу возвращается полная стоимость оплаченной путёвки.
Таким образом, клиенты имеют право расторгнуть договор с туроператором о поездке в Грузию «в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ухудшение условий путешествия)» на основании статьей 10 и 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также статьи 451 Гражданского кодекса. При этом они имеют право требовать возмещения полной стоимости путёвки.
Граждане, которые купили отдельные туристические услуги (например, оплатили размещение в отеле или экскурсию), могут обратиться по месту их приобретения для возврата денег. В претензии о расторжении таких договоров следует ссылаться на нормы статьи 451 Гражданского кодекса, а также статьи 32 Закона «О защите прав потребителей». Последняя даёт потребителям право в любое время отказаться от исполнения договора об оказании услуг, но при условии оплаты фактически понесённых исполнителем расходов (обслуживание брони, например).
Претензия об отказе от услуги должна быть составлена в двух экземплярах. Один направляется исполнителю, второй остаётся у заказчика (с отметкой о принятии или квитанцией о почтовом отправлении).
Ещё материалы: Владимир Путин