Как узаконить тюнинг автомобиля
Вносимые в машину изменения не должны влиять на безопасность езды
За разрешение на тюнинг авто придётся заплатить, как и за выдачу свидетельства о соответствии машины требованиям безопасности после внесённых изменений. Законопроект с такими нормами кабмин внёс в Госдуму 12 января. «Парламентская газета» разбиралась, как можно модифицировать автомобиль и не нарваться на штраф.
Дополнительная опция
Законопроект о поправках в Налоговый кодекс содержит две новеллы. Первая устанавливает госпошлину за выдачу разрешения на тюнинг авто в размере тысячи рублей — сейчас его можно получить бесплатно. Пошлину хотят установить и за выдачу свидетельства о допуске машины к перевозке опасных грузов — полторы тысячи рублей. Продление этого документа, согласно законопроекту, обойдётся в тысячу рублей.
С восьмисот до тысячи рублей может быть повышена пошлина за выдачу свидетельства о соответствии транспортного средства после тюнинга требованиям безопасности. В кабмине пояснили, что принятие поправок позволит дополнительно привлекать в бюджет семьсот миллионов рублей ежегодно.
Учитывая, что тюнинг — это не обязательная, а дополнительная опция в автомобиле, без которой вполне можно обойтись и на которую люди решаются исходя из соображений комфорта или своего хобби, введение платы за её регистрацию вполне уместно и логично. Об этом «Парламентской газете» сказал первый зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев.
Введение пошлин — общий тренд на монетизацию госуслуг, существенного влияния на автовладельцев оно не окажет, считает защитник прав автомобилистов Пётр Шкуматов. По его словам, сегодня многие из тех, кто подаёт заявления на узаконивание тюнинга, в реальности его не делают или внесённые изменения не нуждаются в регистрации.
«Госпошлина поможет разгрузить ГИБДД от лишней работы, люди начнут более ответственно относиться к тюнингу», — сказал «Парламентской газете» Шкуматов.
Экстрим вне закона
По закону все изменения, которые вносятся в конструкцию авто, должны проходить проверку на соответствие требованиям безопасности. Изменением конструкции считается установка деталей, не предусмотренных производителем. Речь может идти о замене фар с изменением класса или об установке газобаллонного оборудования.
По данным МВД, ежегодно оно выдаёт 235-240 тысяч разрешений на внесение изменений в конструкцию автомобиля, а также свыше 220 тысяч свидетельств о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Перед тем как планировать тюнинг, следует прочитать сервисную книжку своего автомобиля, посоветовал президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. В ней производитель указывает типоразмеры колёсных дисков, которые можно использовать, прописывает установку фаркопов, типы верхних багажников и другие сертифицированные для конкретной модели элементы и компоненты.
«Занижение автомобиля, установка спортивного руля на обычные модели — от этого лучше отказаться, если не хотите проблем, поскольку узаконить такое будет сложно или почти невозможно», — предостерёг Травин.
С особым вниманием следует отнестись к модификации бампера и порогов, ведь это может изменить габариты авто, напомнил Пётр Шкуматов. «Такой тюнинг может быть опасен, — предостерёг он. — Я знаю случаи, когда люди приваривали к бамперу металлическую рельсу, такой экстремальный кенгурятник. Понятно, что стало бы с человеком, если бы на него наехал такой автомобиль. Безусловно, узаконить подобное не получится».
Что ещё нельзя
Документы и правила автотюнинга стремительно устаревают, не успевая за новыми и новыми изобретениями зарубежного автопрома, считает первый зампред думского Комитета по транспорту Павел Федяев. Но те, кто решается на модификацию, должны подробно изучить правила.
Регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» запрещает устанавливать на легковые авто дополнительные конструкции, выступающие вперёд относительно бампера. Исключение делается для решёток и кенгурятников, входящих в штатную комплектацию автомобиля.
Также не допускается устанавливать в салон кондиционеры или холодильники, использующие озоноразрущающие вещества. «Пункт 7.18 приложения к ПДД запрещает ездить на автомобиле, если внесённые в его конструкцию изменения не одобрили в ГАИ», — напомнил юрист Виктор Травин. А вот всё, что входит в габариты транспортного средства и имеет сертификат соответствия для этого конкретного авто, разрешено.
Под запретом и самовольная смена типа кузова: нельзя своими силами переделать седан в кабриолет. Изменением конструкции считается также установка на кузов самодельных металлических и любых иных бамперов, лебёдок, самодельных элементов подвески, замена кресел, руля, заводских фар на модные ксеноновые. Штраф в пятьсот рублей грозит и за незаконную установку или демонтаж газобаллонного оборудования.
Если тюнинг уже сделан кустарно, можно попробовать его узаконить. Необходимо обратиться в ближайшую лабораторию с аккредитацией Таможенного союза, которая после предварительной технической экспертизы выдаст диагностическую карту и заключение о возможности передвижения с новым оборудованием. После оплаты пошлины ГИБДД внесёт в ПТС изменения.
Ещё материалы: Павел Федяев