Как создавали железнодорожные войска
День Железнодорожных войск отмечается в российских Вооруженных силах ежегодно 6 августа. Профессиональный праздник военнослужащих, рабочих и гражданских служащих ЖДВ приурочен ко дню образования специальных воинских формирований для охраны и эксплуатации железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.
6 августа 1851 года вышло «высочайшее утверждение» императором Николаем I «Положения о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги».
Согласно «Положению», было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты общей численностью 4340 человек. Первые военно-железнодорожные подразделения должны были поддерживать в исправном состоянии железнодорожный путь, обеспечивать бесперебойную работу станций, охранять мосты и железнодорожные переезды.
Начиная с русско-турецкой войны 1877-1878 годов, солдаты-железнодорожники вносили свой вклад в победы российского оружия. В годы Великой Отечественной войны Железнодорожные войска вместе со штатскими железнодорожниками восстановили и построили более 120 тысяч километров железных дорог, свыше 3 тысяч мостов. И уже после войны активно участвовали не только в восстановлении и реконструкции разрушенных железнодорожных магистралей, но и в строительстве новых.
Сегодня железнодорожные войска — род специальных войск в составе Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2005 до 2010 года были в составе Тыла ВС РФ).
Эти специальные войска занимаются восстановлением, строительством, эксплуатацией, заграждением и техническим прикрытием железных дорог, используемых для воинских перевозок. А также они участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и военных действий и конфликтов.