Все о пенсиях в России

два дня назадВ страховой стаж многодетных засчитают период ухода за каждым ребенком

02.07.2025Отставные военные смогут получать пенсии цифровыми рублями

01.07.2025Депутат Анатолий Аксаков рассказал, когда пенсии будут получать цифровыми рублями

Как создавалась первая железная дорога в России

11.11.2021 01:07

Автор: Анна Шушкина

Как создавалась первая железная дорога в России
Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837 год © public domain

184 года назад, 11 ноября 1837 года, состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги общего пользования по маршруту Петербург — Царское Село.

Строительством железной дороги руководил австрийский инженер Франц Герстнер, который прибыл в Россию по приглашению горного ведомства в 1834 году. Его командировали на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения. По возвращении в Петербург Герстнер  предоставил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России, в том числе и магистрали Петербург — Москва.

После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства таких дорог специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской железной дороги (Петербург — Царское Село — Павловск). Ему разрешили учредить для этих целей акционерное общество с капиталом в 3 миллиона рублей.

К весне 1836 года все было подготовлено для начала работ. Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы на железных дорогах Англии. Стройку охраняли 30 смотрителей и столько же солдат и сторожей.

Всего в период наиболее интенсивного строительства насыпи на трассе работали до 1800 человек. Во второй половине лета к ним присоединилось 1400 солдат, снятых с Красносельских лагерей. Главными рабочими инструментами строителей были лопаты и кирки, также использовались тачки и конные повозки.

День 11 ноября в истории

Торжественное открытие участка железной дороги между Петербургом и Царским Селом длиной около 27 километров состоялось (30 октября) 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги.

Первый поезд, состоящий из паровоза и восьми вагонов,  вёл сам Герстнер.  В одном из вагонов ехал император Николай I. Поездка заняла 35 минут. Открытие железной дороги вызвало небывалый резонанс в обществе. Всюду —  на плакатах, в газетах и даже на конфетах — появились изображения паровозов. На сцене Александринского театра шёл водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль была отведена паровозу.

На всём протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года.