Все о пенсиях в России

11:11В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

вчераСоцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Как собираются защищать людей от наводнений

Муниципалитетам хотят запретить выдавать разрешение на строительство домов в зонах затопления

27.03.2022 14:00

Автор: Николай Дорофеев

Как собираются защищать людей от наводнений
  ©  Коммерсант

По данным Минприроды, ежегодно паводки и наводнения наносят России от 40 до 70 миллиардов рублей ущерба, при этом в опасных с точки зрения затопления местах живут около 12 миллионов человек. Как Правительство собирается минимизировать потери и что изменится для региональных и муниципальных органов власти, разбиралось наше издание.

Кругом вода

Россия ежегодно теряет до 70 миллиардов рублей на ликвидацию ущерба от паводков, подсчитали в Минприроды. При этом под постоянной угрозой наводнения проживают 12 миллионов россиян. Среди наиболее паводкоопасных территорий — Амурский бассейн в Дальневосточном федеральном округе, Архангельская и Вологодская области на северо-западе страны, Краснодарский и Ставропольский края на юге России, Новосибирск и Алтайский край в Сибири, регионы Северного Кавказа. Словом, чуть ли не вся Россия.

«И каждый регион страдает по-своему», — заявил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Егор Борисов.

В Совете Федерации сенатор представляет Якутию — наверное, самую полноводную территорию России, где семьсот тысяч рек и речек общей протяженностью в два миллиона километров, а также восемьсот тысяч озер. Наводнения там — явление, увы, привычное. Многие, наверняка, помнят страшные картины затопленного якутского города Ленска в 2001 году, когда уровень воды в реке Лена превысил максимум половодья и достиг отметки в 20 метров. Уже в первые дни вода скрыла под собой 98 процентов территории города. Всего тогда из-за наводнения в республике пострадало 59 населенных пунктов. Общий ущерб составил 7,08 миллиарда рублей, и только по Ленску — 6,2 миллиарда.

Читайте также:

• Юрий Варакин: Один тропический циклон по силе разрушения равен ста Хиросимам

А ведь были еще наводнения в 2013 году, когда от паводка пострадали 6286 человек, напомнил сенатор, потом — в 2014, в 2018 годах. Только на восстановление государственного и муниципального имущества с 2013 по 2021 годы потратили более четырех миллиардов рублей, в основном за счет федерального бюджета. И это лишь по одной Якутии.

Но есть территории, которым разгул водной стихии наносит не меньший, а иной раз и больший ущерб. Так, по данным Минприроды, в 2021 году наводнение в Забайкалье «стоило» около 4 миллиардов рублей, а в Амурской области — под 9 миллиардов.

«До этого было наводнение в Иркутске в 2019 году, которое нанесло ущерб более чем в 35 миллиардов рублей, — напомнила нашему изданию заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Жанна Рябцева. — Тогда в области были подтоплены свыше 10 тысяч жилых домов, из которых половина снесена полностью. Погибли 26 человек. А в 2017 году на Алтае общий ущерб от наводнения составил 6,5 миллиарда рублей, из них почти половина пошла на восстановление социальных объектов, коммунальной инфраструктуры, мостов и дорог. Это ли не повод менять законодательство и защищать людей?»

С этим согласен и Егор Борисов: «23 населенных пункта в Якутии должны были переселить из-за попадания в зону подтопления. Но сделать это невозможно: республика имеет очень большую, но малонаселенную территорию и сложно обосновать процесс переселения экономически. А федеральные субсидии выделяются, когда эффективность переселения экономически оправдывается. Поэтому если переселять людей невозможно, надо строить защитные сооружения».

Но возникает проблема, отметил сенатор Борисов, ведь по действующему законодательству реки в России — федеральная собственность: «В последние годы благодаря федеральному Правительству по реке Лене были построены защитные дамбы длиной в десятки километров в городах Ленске, Олёкминске и Якутске. Такие же сооружения должны возводиться в других населенных пунктах, в том числе в малых и не всегда стоящих на берегах крупных рек. Помочь организовать и запустить процесс должны изменения в законодательстве».

Главное — защита людей

В России уже немало сделано для минимизации негативного воздействия вод. Как сообщили журналу в Минприроды, «на обустройство защиты от паводков в рамках федеральной целевой программы с 2012 по 2020 год были выделены более 50 миллиардов рублей. На эти деньги удалось отремонтировать более тысячи плотин, шлюзов и других гидротехнических сооружений. Построено около 400 километров сооружений инженерной защиты и укрепления берегов».

В ближайшие три года, отмечено в документе, планируется построить 21 сооружение в Якутии, Бурятии, Амурской области, Еврейской автономной области, Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях. Благодаря этому защитят «от негативного воздействия вод 51 тысячу жителей Дальнего Востока». Размер предотвращенного ущерба оценивают в 35,5 миллиарда рублей.

Этому же посвящены и принятые Госдумой 15 декабря 2021 года в первом чтении правительственные изменения в Водный кодекс. Как заявил «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин, «эти поправки минимизируют потенциальное число жителей, пострадавших от паводков».

«В основном затопления происходят по двум причинам, — констатировал он. — Из-за отсутствия защитных сооружений и из-за разрешений органов власти строить жилые и социальные объекты на подтопляемых территориях. Поэтому законопроект предлагает конкретизировать перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, в том числе возложить полномочия по установлению границ зон затопления на органы исполнительной власти субъектов. И, что немаловажно, запретить строительство зданий в зонах, не защищенных спецсооружениями от негативного воздействия вод».

© Евгений Курсков/ТАСС

Главный смысл поправок — защита людей, подчеркнул Дмитрий Кобылкин. Нововведения позволят исключить, например, ситуации, когда, не учитывая территориальные схемы планирования в субъектах, людям выдают участки в зоне затопления. После вступления закона в силу необходимо будет определять границы зон возможных подтоплений, чтобы не страдали люди, а их участки, дома, имущество и жизни были в безопасности.

Еще один важный аспект поправок отметил сенатор Егор Борисов, подчеркнув, что они четко распределяют полномочия между всеми ветвями власти. Сейчас, например, Федеральное агентство водных ресурсов имеет все права, связанные с организацией противодействия негативному воздействию вод, а подведомственные региональные организации не могут повлиять на ситуацию, когда речь идет о федеральных объектах, расположенных в двух регионах или рядом с границей. Поправки помогут этого избежать.

Также уточнены полномочия региональных и муниципальных органов власти, подразделения которых могли бы заниматься регулированием или исполнением тех или иных заказов органов госвласти в сфере водного хозяйства. Пока у них таких полномочий нет, что Правительство и намерено исправить.

Так что вскоре местные власти вплотную смогут заняться проектированием генплана своей территории и определением границ зон подтоплений. Пока же муниципалитеты, не имея никаких прав в этой области, все время перекладывают бремя этой ответственности на региональные и федеральные органы.

«Приняв поправки в Водный кодекс, мы определимся и с распределением ответственности», — резюмировал сенатор.

Обсуждение продолжается 

Законопроект вызвал немалый резонанс в субъектах Федерации. К подготовке документа ко второму чтению подключилось большое число регионов, очень активны были представители Дальнего Востока — Амурской области, Якутии, Бурятии, подчеркнул Дмитрий Кобылкин. Впрочем, не только они.

7,08 миллиарда рублей составил общий ущерб от наводнения в Якутии 2001 года

«В Ленинградской области проблема затоплений и подтоплений населенных пунктов, дорог и иных объектов стоит не так остро, как в сибирских и дальневосточных регионах нашей страны, — рассказал «Парламентской газете» председатель комиссии по экологии и природопользованию областного Законодательного собрания Андрей Гардашников. — Однако в 2021 году тяжелая ситуация с паводками складывалась в Волховском, Тосненском и Тихвинских районах. В зону подтопления попали населенные пункты с населением почти 10 тысяч человек, в течение пяти дней проводились взрывные работы, расчищались берега рек — на это из бюджета региона выделили 1,5 миллиона рублей».

В целом, подчеркнул глава комитета, в Ленобласти к борьбе с паводками привлекли 7,5 тысячи человек и 2,6 тысячи единиц спецтехники. Организовали 24 гидропоста и дополнительно установили 30 датчиков мониторинга гидрологической обстановки. Свои мероприятия проводили дорожники и сотрудники Ленинградской областной электросбытовой компании.

«Но нет никакой гарантии, что ситуация не повторится, — отметил Гардашников. — Потому поправки в Водный кодекс носят весьма актуальный характер. В связи с поправками в Водный кодекс муниципальные власти смогут вносить изменения в документы территориального планирования, прежде всего в генпланы, где будут отдельно выделены земли, имеющие риск быть затопленными в период половодья. Следовательно, теперь на такие земли будут распространять определенные ограничения».

Но почему не пойти дальше, поделился мыслями депутат. Собираясь что-то возводить, согласно действующему законодательству, собственник или арендатор участка запрашивает градостроительный план с зафиксированными параметрами, разрешенными для капитального строительства. После принятия поправок органы местного самоуправления должны будут выдавать градостроительные планы уже с корректировками на возможность подтопления, подчеркнул Андрей Гардашников и, допустим, могут ограничить этажность, предъявить специальные требования к фундаменту.

«Но почему бы при этом законодательно не закрепить необходимость фиксации в разрешительных документах обязанность застройщика провести работы по инженерной защите от паводка, — говорит депутат. — Ведь одно дело — просто информация об опасности паводка для объекта, а другое — документ, обязывающий заранее к нему подготовиться. При этом зачастую речь не идет о каких-то дорогостоящих сооружениях типа дамб. Иногда достаточно всего лишь поднять уровень участка на метр методом простой отсыпки земли или построить дом на высоком свайном фундаменте».