Как русский слесарь изобрёл велосипед
Тема: Год науки и технологий
Фото: Public Domain
Известно, что первый в мире велосипед сконструировал немецкий барон Карл фон Дрез в 1818 году. Его изобретение больше походило на современный детский беговел, то есть нечто вроде самоката с сиденьем. Но когда фон Дрез прилаживал раму к колёсам, он и подумать не мог, что в далёкой холодной России ещё 18 лет назад крепостной русский мужик Ефим Артамонов уже сделал подобное, и даже более технологичное устройство.
Артамонов работал слесарем Нижнетагильском заводе и часто был вынужден пешком проходить длинные расстояния — до 80 вёрст. Считается, что во время одного такого путешествия он и придумал, как облегчить себе жизнь. По одной из версий, сначала он сделал то же, что и фон Дрез — конструкцию из рамы, двух колёс и сиденья, для движения на которой нужно было поочерёдно отталкиваться ногами от земли. По другой версии, русский мастер сразу придумал прототип современного велосипеда, то есть колёсное устройство с педалями. Переднее колесо было в три раза больше заднего, и абсолютно всё было сделано из металла. Именно такой велосипед долгое время хранился в музее-заповеднике Нижнего Тагила.
Народная молва утверждала, что со своим велосипедом Артамонов сплавился на барже до Москвы, а от пристани проделал путь до Успенского собора, как раз поспев к коронации императора Александра I. Самодержец диковинку оценил, одарив изобретателя вольной.
Были у Артамонова и последователи — несколько рабочих Нижнетагильского завода последовали примеру товарища и тоже сделали себе самокаты. Но хозяева предприятия рвение не оценили — мужики были биты за ражу железа, а изделия пустили на переплавку.
Впервые письменное свидетельство о русском изобретателе велосипеда появилось в книге уральского экономиста Белова от 1896 года, то есть почти сто лет спустя. В дальнейшем биография Ефима Артамонова обросла и другими подробностями: ему приписывали изобретение насоса и первой машины с паровым двигателем.
В 80-е годы прошлого века историки попытались подтвердить историю артамоновского наследия. К сожалению, они не нашли никаких документов, подтверждающих существование изобретателя. Позднее был проведён химический анализ железа, из которого был сделан велосипед из музея Нижнего Тагила. По мнению учёных, устройство никак не могло быть сделано ранее 1870 года.
Как бы то ни было, история о русском изобретателе Ефиме Артамонове вполне согласуется с реальностью и не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Россия во все времена славилась смелыми экспериментаторами и неординарными изобретателями. И часто это были не бароны и графы, а выходцы из самых простых слоёв — крестьяне и ремесленники. Чего стоят сказания о Левше и подкованной им блохе или ставшее уже нарицательными имя Ивана Кулибина. Даже если усомниться в изобретении Артамонова, то точно нельзя отрицать существование сотен подобных ему пытливых и одарённых мастеров. На их плечах стоит инженерная мощь нашей страны, в которой простой слесарь может оказаться гениальным изобретателем.