Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Как остановить насилие в школах

После очередного инцидента в Бурятии законодатели предлагают ограничить доступ к опасному контенту в Интернете и ужесточить требования к охране учебных заведений.

19.01.2018 16:26

Автор: Ольга Шульга

Как остановить насилие в школах

Фото: ТАСС/Егор Алеев

Второе за последнюю неделю нападение на школу произошло в Улан-Удэ — девятиклассник с топором в руках 19 января набросился на учащихся школы в микрорайоне «Сосновый бор». До этого подросток поджёг «коктейлем Молотова» учебный класс. Пострадалио семь человек, трое из них, в том числе учитель, находятся в тяжёлом состоянии.

Пермская трагедия повторилась

После произошедшего нападавший попытался покончить с собой. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело. До этого похожий случай произошёл в одной из пермских школ. 15 января на территории 127-й школы Мотовилихинского района между бывшими и действующими учениками возник конфликт, перешедший в поножовщину. В результате происшествия пострадали 15 человек. Самые тяжёлые раны получила учительница Наталья Шагулина, пытавшаяся защитить детей. 

Анатолий Выборный: Резня в Перми доказала — стандарты безопасности для школ должны быть внедрены по всей России

В правоохранительных органах уже пообещали проверить версию о том, что нападения на школы в Перми и Улан-Удэ были связаны друг с другом через социальные сети. А замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин сообщил, что после этих нападений Роскомнадзор будет блокировать в социальных сетях группы, которые побуждают подростков к насилию.  Делаться это будет по той же схеме, как и с сообществами, побуждающими к самоубийству.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский назвал происходящее эпидемией. «Свобода прессы и информации нужна, но дети любят подражать, — отметил он. — Они не всегда могут оценить, что такое хорошо, а что такое плохо. Они видят со всех экранов, на всех радиостанциях, на всех сайтах о том, как ученик напал на школу. Почему бы не повторить?« 

По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Ларисы Тутовой, причины происходящего коренятся не только в проблемах подросткового периода, но и в беспрецедентной, изощрённой деятельности групп и сообществ неадекватного и порой экстремистского характера в  Интернете.

«Согласно установленной информации правоохранительными органами, устроившие резню в пермской школе вдохновлялись группами «колумбайн» в соцсетях. Новая субкультура, приверженцы которой называют себя колумбайнерами, пропагандирует политический акт против публичного унижения, травли и запугивания учеников учителями и сверстниками», — сказала Тутова «Парламентской газете».

Она убеждена, что  школьным психологам и учителям по всей стране сегодня нужно ещё раз повнимательнее присмотреться к своим сложным подросткам. «Очень важно научить детей конструктивному выходу из конфликтной ситуации, умению проговаривать проблемы, — уточнила законодатель. -  Важно наличие доверительного лица и создание атмосферы, чтобы ученик мог бы рассказать о происходящем школьному психологу или тому, кому доверяет. Следует понимать, что не столько охрана, сколько чуткие педагоги, заботливые родители и грамотные психологи помогут избежать школьных трагедий».      

  Как решить проблему комплексно

«Эти трагические случаи жёстко обозначили две проблемы, которые необходимо безотлагательно решать, — считает первый заместитель председателя Комитета   Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. — Первая — это безопасность школ. Вторая — состояние психического здоровья подрастающего поколения в целом. Вторая проблема, разумеется, намного серьёзнее». 

Левин: Роскомнадзор имеет возможности для быстрой блокировки групп с пропагандой насилия

«Проблемой комплексного толка» назвал произошедшее и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «Мы уже догнали по этой части Европу и усиленно догоняем США, — констатировал депутат в разговоре с корреспондентом «Парламентской газеты». — И набора простых решений, которые позволили бы быстро справиться с этой проблемой, нет».

Парламентарий указал на то, что причин для школьного насилия несколько. «Дети посмотрели Интернет, телевизор, и решили сделать как в США. Можно попытаться идти французским путём: министр образования Франции предложил штрафовать родителей, которые не контролируют поведение детей в социальных сетях и в Интернете. Но не думаю, что это даст большой  эффект, потому что хорошие семьи и так этим озабочены, а неблагополучные от этого хорошими не станут», — сказал он.

Поставим рамки, как в аэропортах, — и первые дети начнут заходить рано утром, последние — в два часа дня.

По мнению парламентария, главная причина произошедших событий — агрессивная социальная и информационная среда, а также активное внедрение в школы так называемой системы «мёртвого образования». «Школы сегодня вынуждены работать на показатели, на отчёты,  учителя суперперегружены уроками для того, чтобы хоть что-то заработать, и на детей у них просто не остаётся времени, — пояснил Олег Смолин. — Проблему надо решать комплексно, но общее направление должно быть таким: возвращение от системы »мёртвого образования" к системе живого образования».

Что касается  предложений обязать учителей просматривать соцсети учащихся, то, по мнению Олега Смолина, вряд ли это даст какой-то ощутимый результат. «Во-первых, у педагогов просто нет на это времени, — пояснил он. — Во-вторых, современные дети ориентируются в Интернете  лучше учителей, и им ничего не мешает поменять аккаунты, перейти в другие социальные сети». 

Причиной ЧП в школе Бурятии могло стать отсутствие внимания к детям в семье, заявила Пушкина

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Сапко поддержал инициативу Росгвардии об ужесточении требований к частным охранным организациям, которые оказывают услуги школам. «Нужно разработать единый для всей страны регламент и единые стандарты обеспечения безопасности для всех образовательных учреждений, согласно которым специалисты с учётом целого ряда факторов и требований, в том числе пожарной безопасности, будут определять, где должны располагаться эвакуационные выходы, турникеты и камеры видеонаблюдения», — подчеркнул депутат. Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая призвала провести полную общую проверку работы «тревожных кнопок», созданных в общеобразовательных школах для экстренного вызова полиции и МЧС: «Сегодня надлежит повторно сделать оценку того, насколько школы выполнили эти требования, насколько оперативно пользуются теми современными возможностями связи с МЧС, с уполномоченными органами полиции».

Педагоги ждут поправок в законодательство

В то же время сами педагоги указывают на то, что одной лишь заботой о безопасности школ подобные трагедии предотвратить не удастся. «Для того чтобы это остановить нужно менять конкретные статьи законов, — сказал «Парламентской газете» заслуженный учитель России, директор Центра образования №109 Евгений Ямбург. — Приведу лишь один пример. Количество детей с психоневрологическими нарушениями возрастает. По детской заболеваемости психоневрология  — на первом месте. Но, даже имея мощнейшую службу психологов, без согласия родителей школа не имеет право ни провести серьёзное обследование ребёнка, ни отправить своего ученика на медико-психолого-педагогическую комиссию. Здесь мы абсолютно бессильны».

Каждый родитель, учитель, классный руководитель должны быть особенно сейчас внимательны к детям. Равнодушие сейчас — это преступление.

По словам Евгения Ямбурга, школьный психолог может сообщить директору школы, что у них учится ребёнок, у которого этот психолог подозревает наличие шизофрении. «У людей с этим диагнозом очень тонкий интеллект, но нарушена эмоциональность.  Например,  кто-то покажет такому ребёнку язык — всё, он же себя уже не контролирует, — пояснил эксперт. — Однако на этом сообщении от психолога всё и заканчивается. Директор об этом  «тайно знает», но  учителя могут за таким ребёнком только наблюдать. Если же они приведут его на приём к психиатру — это судебное дело, нарушение личного пространства. Сами же родители зачастую заниматься этой проблемой не хотят и не обращают никакого внимания на рекомендации школьного психолога».

Что касается дополнительных мер безопасности в школах, то они, по мнению Евгения Ямбурга, результатов не дадут. «Чем нам помогут рамки металлоискателей, о которых сейчас так много говорят? — поинтересовался он. — В нашей школе учатся пять тысяч детей. Поставим рамки, как в аэропортах, — и первые дети начнут заходить рано утром, последние — в два часа дня»

С тем, что за происшедшим кроется не только проблема безопасности, согласна директор московской гимназии №1520 им. Капцовых,  учитель года России-2012, Вита Кириченко.  «Бесспорно, это не отменяет необходимость системно заботиться о безопасности в школах. Однако главное сейчас — всем быть сдержанными, особенно в эмоциональных оценках. Слова «ответственность» и «профессионализм» должны быть ключевыми для всех нас. Это не чужая беда, она касается каждого из нас. Каждый родитель, учитель, классный руководитель должны быть особенно сейчас внимательны к детям. Равнодушие сейчас — это преступление», — сказала она «Парламентской газете».

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 16529