Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Как не угодить в подписочную ловушку

Госдума обяжет платные онлайн-сервисы своевременно и понятно уведомлять клиентов о списании денег

22.07.2024 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Законопроект: № 405607-8

Как не угодить в подписочную ловушку
  © freepik.com

Онлайн-кинотеатрам, игровым, музыкальным и другим платным сервисам запретят списывать деньги с клиентов, которые решили прервать подписку, даже если они не удалили данные банковской карты. Уведомления об условиях предоставления услуг должны быть понятными и своевременными. Такой законопроект Госдума планирует рассмотреть на заседании 24 июля. «Парламентская газета» узнала подробности.

Это мы покупаем

Каждый четвертый россиянин в разное время пользовался платными онлайн-сервисами. В городах с населением больше ста тысяч человек хотя бы одну подписку имеют 55 процентов респондентов, а 95 процентов знают об их существовании. В целом по стране у 41 процента пользователей есть одна активная подписка, у 31 процента — две, у 15 процентов — три, у 13 процентов — четыре и больше, следует из данных прошлогоднего исследования Rambler and Co.

В отношении ежемесячных затрат 43 процента россиян указали сумму от 100 до 200 рублей, 24 процента — 200-400 рублей, 19 процентов тратят больше 600 рублей.

Самые популярные подписки — на онлайн-кинотеатры, их оформляют все больше людей: около 27 процентов респондентов в 2023 году увеличили количество подписок по сравнению с предыдущим годом. Пользователи высоко ценят видеоплатформы — 43 процента, различные услуги и сервисы — 28 процентов, аудиостриминги — 22 процента, библиотеки электронных книг — 7 процентов. Также среди предпочтений — игры, облачные сервисы для хранения информации, экосистемы, антивирусы.

Как платим

Большинство опрошенных, 63 процента, предпочитают оплачивать подписки ежемесячно, 28 процентов — раз в год, 6 процентов — раз в три месяца, а 3 процента — раз в полгода. Больше половины участников опроса, 57 процентов, предпочитают оплачивать отдельно каждый из сервисов, а 22 процента указали, что их подписки уже входят в тарифный план на интернет или мобильную связь. 21 процент респондентов выбирают мультисервисные предложения, когда в один пакет входит несколько подписок.

Большинство подписных моделей сегодня устроены по принципу «оформил и забыл», рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Немкин. Это означает, что пользователь один раз вводит данные банковской карты — и дальше сервис исправно списывает с нее деньги в зависимости от тарифного плана: раз в месяц, раз в год, а бывает и раз в неделю.

«Бывает, что человек уже не пользуется услугами и забыл название сервиса, а деньги продолжают утекать, — сказал Немкин. — Это происходит из-за отсутствия уведомлений от сервисов или ненадлежащего их содержания. Но даже если пользователь зайдет на сайт сервиса, он не всегда сможет быстро найти кнопку отписки — часто ее маскируют, и, чтобы приостановить услугу, нужно выполнить не одну операцию».

Чтобы такого не происходило и люди могли бы понятно взаимодействовать с платными сервисами, депутаты от всех пяти думских фракций разработали поправки в Закон «О защите прав потребителей». Согласно ним, владельцам подписочных сервисов запретят навязывать пользователям платные услуги под видом бесплатных, а также обяжут подробно и понятно информировать обо всех условиях.

Что изменится

Владельцы сервиса будут обязаны в полной мере доводить до пользователей информацию о своих услугах, включая все нюансы и подводные камни. Подписки больше нельзя будет продлевать втихую, не ставя потребителя в известность о том, что они заканчиваются. При этом обязанности ежемесячно рассылать сообщения о завершении платного периода не возникнет.

Запрещено будет списывать деньги с банковских карт, данные которых пользователь удалил, или в рамках абонентского договора, от которого он отказался. Закон установит, что подписка всегда действует до конца оплаченного периода вне зависимости от того, когда именно человек от нее отказался. Уплаченные деньги возвращать не будут, кроме случаев несоответствия содержания услуги заявленным параметрам.

Изменения наведут порядок с бесплатными пробными периодами, когда пользователю предлагают протестировать какую-либо услугу, но при этом заранее просят ввести свои банковские реквизиты, чтобы потом начать списывать деньги.

Законопроект о подписочных ловушках планируют рассмотреть в первом чтении на заседании Госдумы 24 июля 2024 года, следует из данных на сайте палаты. Он может вступить в силу с 1 марта 2025 года.

Документ изучили в Совете по развитию цифровой экономики при Совете Федерации. Ко второму чтению могут быть предложены поправки, сказал «Парламентской газете» зампред этого совета, сенатор Артем Шейкин. В частности, он считает правильным предусмотреть возможность отключать подписку просто и быстро, а не проходить через многочисленные подтверждения и скрытые настройки, то есть буквально в один клик. «Необходимо также обязать сервисы отключать все дополнительные подписки к основному сервису при отмене главной подписки», — добавил Шейкин.

Россиянам следует запретить «тапать хомяка»