Все о пенсиях в России

вчераПенсии в новых регионах хотят проиндексировать до прожиточного минимума

вчераВеличину индивидуального пенсионного коэффициента предложили снизить

два дня назадГлава Соцфонда: Пенсии в 2025 г. могут проиндексировать дополнительно

Как не попасться на уловки мошенников при поверке счетчиков

В Росстандарте предупредили о новых способах обмана с установкой и заменой приборов учета

00:00  Автор: Инесса Фотева

Как не попасться на уловки мошенников при поверке счетчиков
  © Алексей Сухоруков / РИА Новости

В последнее время все больше россиян становятся жертвами нового вида мошенничества, когда поверку водосчетчиков предлагают сделать дистанционно. На самом же деле убедиться в их работоспособности и метрологической точности можно только очно, с помощью эталонного оборудования и в присутствии эксперта-поверителя. Об этом руководитель Росстандарта Антон Шалаев рассказал в ходе личного приема граждан. Он также сообщил, что вопреки распространившейся информации о замене счетчиков воды с 1 декабря 2024 года никаких законодательных инициатив по данному поводу к этой дате не запланировано. «Парламентская газета» выяснила, что еще нужно знать владельцам приборов учета.

Выбор за потребителем

Поверка средств измерений, в том числе счетчиков воды, — зона ответственности исключительно юридических лиц с аккредитацией на такую деятельность. Это норма статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Есть ли нужное разрешение, легко узнать в соответствующем реестре — https://poverka.fsa.gov.ru/. Причем даже управляющая компания может лишь рекомендовать, а не навязывать собственнику или арендатору тех или иных исполнителей — право окончательного выбора за гражданином.

«Росстандарт в 2022 году утвердил новый ГОСТ на поверку водосчетчиков, — рассказал «Парламентской газете» глава ведомства Антон Шалаев. — Раньше ее делали по различным методикам, а недобросовестные участники рынка — даже по тем, в которых отсутствовала необходимая технология. То есть в действительности все было формально. Заложенные в национальном стандарте нормы позволили значительно снизить время оказания услуг и повысить достоверность результатов».

Это существенно, поскольку счетчик определяет фактически потребленный объем. Именно от него зависят цифры в платежке за коммуналку. Если таких показателей нет, сумму рассчитывают по нормативу, что часто в несколько раз больше.

В силе до конца

Руководитель ведомства остановился еще на одном важном моменте. Срок поверки каждого счетчика индивидуален, его устанавливает производитель, в большинстве случаев — раз в шесть лет. Эти данные фиксируют в технической документации на конкретный прибор, коммунальных платежках и федеральной государственной информационной системе (ФГИС) Росстандарта «Аршин». 

Результаты поверки действительны до очередной даты ее проведения, а все изменения в области метрологии касаются лишь новых работ. Так что если срок не истек, счетчик исправлен и его показания не вызывают подозрений у владельца, требовать замены или установки другого никому не дано. В противном случае можно сослаться на приказ Минпромторга России от 31 июля 2020 года № 2510.

Только лично

Антон Шалаев предупредил о новом виде мошенничества — дистанционной поверке. Подобного метода в принципе не существует. Подтвердить работоспособность аппаратуры и ее метрологическую точность можно только очно, с подключением эталонного оборудования. Существует два варианта:

- со снятием счетчика — в основном это касается промышленных или общедомовых,

- без снятия — типично для квартирных.

В любом случае эксперт-поверитель должен физически находиться рядом.

«Но факт поверки — еще полдела, — отметил Антон Шалаев. — 24 сентября 2020 года вступили в силу разработанные Росстандартом и Минпромторгом России изменения в законодательство об обеспечении единства измерений. Юридическую силу имеют только электронные записи о поверке во ФГИС «Аршин».

База открыта, в нее можно самостоятельно зайти в качестве пользователя и выяснить, поступили ли туда соответствующие сведения. Причем их вносят только аккредитованные организации. Собственник или пользователь помещения не обязан предоставлять такие данные.

За электричество в ответе поставщик

Эти требования актуальны лишь для счетчиков воды. В отношении приборов на электроэнергию действуют другие правила. В этом случае ответственность на гарантирующих поставщиках коммунальной услуги. Потребитель же имеет право требовать, чтобы они оснастили многоквартирный или индивидуальный жилой дом необходимым оборудованием, ввели его в эксплуатацию, а впоследствии осуществляли поверку, замену и техническое обслуживание.

Собеседник «Парламентской газеты» также прокомментировал распространившуюся в последнее время информацию, что с 1 декабря 2024 года надо менять счетчики воды.

«Никаких законодательных инициатив, связанных с применением средств измерений, на эту дату не запланировано», — подчеркнул Антон Шалаев.

Читайте также:

• Госдума рекомендует кабмину пересмотреть нормы потребления коммунальных ресурсов