Как можно уменьшить плату за коммунальные услуги
Минстрой хочет исключить необоснованные начисления за газ и воду для мобилизованных
Для участников СВО предлагают делать перерасчет за коммунальные услуги за время отсутствия их в квартире, в которой не установлены счетчики, хотя возможность для этого имеется. Это позволит сэкономить там, где плата за услуги ЖКХ определяется по количеству проживающих и нормативу потребления. Соответствующий проект постановления Правительства размещен на портале проектов нормативных правовых актов. «Парламентская газета» выясняла, какие еще законодательные механизмы помогают сегодня россиянам сэкономить на оплате «коммуналки».
Перерасчет для мобилизованных
По действующему закону, если конструкция жилого помещения объективно не позволяет установить прибор учета, а жильцы временно уезжают, можно сделать перерасчет. Но если техническая возможность установки счетчика есть, а хозяин по тем или иным причинам не смог воспользоваться ею, то перерасчета не будет. Это касается оплаты услуг электро-, водо- и газоснабжения.
Правительство хочет изменить такой порядок перерасчета для временного отсутствующих мобилизованных, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета, хотя возможность для его установки и имеется. В Минстрое считают, что мера поможет снизить траты на коммунальные услуги, рассчитываемые исходя из количества проживающих и норматива потребления.
Ранее «Парламентская газета» сообщала, что в мае рабочая группа по вопросам спецоперации составила единый стандарт региональных мер поддержки, которыми смогут воспользоваться все участники СВО и члены их семей вне зависимости от региона проживания и статуса — контрактник, мобилизованный, доброволец. Глава рабочей группы, первый вице-спикер Совфеда Андрей Турчак отмечал в своем Телеграм-канале, что в стандарт вошли наиболее востребованные меры поддержки, в том числе компенсация платы за ЖКУ.
В настоящее время продолжается работа над федеральными мерами поддержки, включая и жилищные.
Если больше пяти дней, можно не платить
Согласно закону, перерасчет коммунальных услуг возможен, если потребитель отсутствует в жилом помещении пять и более дней.
Чтобы оформить вычет, человек должен написать в управляющую компанию заявление и представить доказательства своего отсутствия в квартире и присутствия в другом месте.
Это могут быть авиа- или железнодорожные билеты, подтверждение из СНТ. «Если в садоводстве нет правления, то справку из поселкового совета», — привела пример зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Сделать это надо или до отъезда, или не позднее 30 дней после возвращения.
Кроме того, с прошлого года жильцы могут пересчитать плату за вывоз мусора, если они отсутствуют дома. Такую норму содержит правительственное постановление, принятое в 2022 году.
Читайте также:
• Регионы просят денег на лифты
Если вода или электричество не соответствует
Согласно утвержденным в 2011 году кабмином правилам, ненадлежащим качеством коммунальной услуги по электроснабжению считается, если напряжение в сети потребителя отличается от предельных гостовских значений, то есть ниже 198 В или выше 242 В. Однако привлечь поставщика услуг за отклонение от нормы довольно сложно из-за несовершенства нормативной базы, пояснила Разворотнева. «Если речь идет о многоквартирных домах, то действует правительственное постановление № 354, где ненадлежащими по качеству коммунальные услуги считаются те, что предоставляются с перерывами. Если перерыв в электроснабжении единовременно более четырех часов или восьми часов в течение месяца, предполагается перерасчет платы», — уточнила депутат.
С требованиями о предоставлении электричества надлежащего качества и возмещении убытков следует обращаться именно к той организации, которая допустила халатность. Обращение лучше всего составить письменно в виде претензии, советуют на сайте Роспотребнадзора. Но сначала нужно письменно или устно, в том числе по телефону, обратиться в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя, записать номер заявки. Если причины нарушения качества услуги неизвестны, то с потребителем должны быть согласованы дата и время проведения проверки факта ее нарушения. Проверка должна начаться не позднее двух часов с момента подачи заявки.
По окончании проверки составляется акт, один экземпляр должен быть выдан потребителю.
«Если факт нарушения качества коммунальной услуги в ходе проведенной проверки подтвердился, то дата и время обращения в аварийную службу исполнителя будут началом периода, в течение которого считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества», — говорится на сайте Роспотребнадзора.
В частности, если установлено, что качество электроэнергии было ненадлежащим, то размер платы за каждый час снабжения «подпорченными» киловаттами суммарно в течение месяца снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период.
Схожий порядок перерасчета некачественных услуг действует, если из крана вместо горячей течет теплая вода. Доказать свою правоту можно при помощи свидетелей, видеозаписи или заключения эксперта.
Ещё материалы: Андрей Турчак , Светлана Разворотнева