Как лучше добраться на российские курорты Черного моря
Специалисты фиксируют проблемы с железнодорожной логистикой и советуют пользоваться самолетом и авто
Федеральное агентство воздушного транспорта продлило 11 июля временное ограничение полетов в 11 российских аэропортов на юге России, включая Анапу и Симферополь. При этом на поезда до южных курортов билеты есть лишь формально — выбор мест имеется только на конец августа, до этого времени людям предлагают только одиночные верхние и боковые места. «Парламентская газета» выясняла, с чем связан дефицит железнодорожных билетов, а также узнала, как и на чем лучше добраться отдыхающим до заветного черноморского побережья.
Аэропорты могут «молчать» до конца года
Как сообщается на сайте Росавиации, до 18 июля 2022 года продлены ограничения на полеты в аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты. Отечественным авиакомпаниям рекомендовано организовать перевозку пассажиров по альтернативным маршрутам, используя аэропорты Сочи, Волгограда, Минеральных Вод, Ставрополя и Москвы.
Напомним, что ограничения появились после начала специальной военной операции на Украине и с тех пор не раз продлевались. При этом министр транспорта Виталий Савельев, отчитываясь на совещании у президента 8 июля, не исключил, что указанные аэропорты могут оставаться закрытыми до конца 2022 года.
Немудрено, что россияне активно ищут альтернативные маршруты «на юга», в чем им пытается помочь не только бизнес, но и государство. Так, в РЖД еще в июне сообщили, что на лето введут не менее 250 дополнительных рейсов для перевозки пассажиров на юг России. Так, дополнительные поезда запущены из Смоленска на имеретинские курорты Сочи, из Москвы, Ульяновска, Екатеринбурга — в Анапу, из Кирова и Нижнего Новгорода — в Адлер. Заметим, что одно место от Москвы или Санкт-Петербурга до Адлера или до Симферополя стоит от шести тысяч рублей в плацкарте и от 12 тысяч рублей в купе.
И тем не менее отдыхающие столкнулись с острым дефицитом билетов по всем южным направлениям. На момент публикации материала более-менее свободными оставались только те поезда, которые отправлялись на морское побережье с 21 августа. До этой даты, как показали сайты онлайн-продажи билетов, на весь состав можно «выловить» одно-два-три места, и то только на верхних или боковых полках или вообще в разных вагонах. Понятно, что семья из трех-четырех человек на такие варианты вряд ли согласится.
Ни перекупщиков, ни билетов
Корреспондент «Парламентской газеты» позвонил в ряд турфирм, чтобы проверить, есть ли у них туры на курорты Крыма и Краснодарского края, включающие проезд по железной дороге. Оказалось, билетов нет и там, так как туроператоры в этом сезоне решили не связываться с поездами. Сотрудники турфирм заверили, что операторы сегодня не могут купить билеты, если у них нет уже подтвержденной заявки от клиентов с именами, фамилиями и персональными данными.
Отсутствие перекупщиков «Парламентской газете» подтвердил и руководитель комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии Илья Уманский. «Если бы какие-то перекупщики были, мы бы о них знали и уже работали с ними. Но нам о них ничего не известно», — заявил он.
Уманский считает, что главной проблемой для южных курортов в этом году стала именно логистика, — спрос на отдых на море в России туроператоры фиксируют большой, но люди не могут доехать до побережья из-за перегрузки железной дороги и закрытых аэропортов. Самая сложная ситуация сейчас в Крыму, где, по словам Уманского, отели загружены лишь наполовину, а для рентабельности нужна загрузка хотя бы в 70 процентов. Единственный город на Черном море, который не пострадал от нехватки туристов, — Сочи, где наполнение гостиниц, как рассказал Уманский, практически стопроцентное и близко к рекордным показателям прошлого года. Хорошо себя чувствуют в этом плане и Анапа с Геленджиком, где загрузка около 80 процентов. При этом в Крыму отельеры уже снизили цены по сравнению с 2021 годом. А в Сочи, наоборот, они подросли примерно на 17 процентов.
«Сейчас наши южные курорты недополучают туристов — это факт. Но, думаю, это связано, что называется, с конкретным геополитическим моментом — в нем выявились некоторые технологические несовпадения алгоритмов работы железнодорожных перевозок и турфирм. Все это решаемо, вопрос времени», — уверен Илья Уманский.
Читайте также:
• Как, отправившись в Крым, попасть… за границу • Где отдохнуть этим летом
Автомобилем дешевле
Как пояснила «Парламентской газете» консультант по организации отдыха в России Мария Медведева, много лет проработавшая в различных турфирмах, сейчас выгоднее всего добираться на юг России самолетом — там, где это возможно, — или на автотранспорте.
«С точки зрения оптимального соотношения цена-качество лучше всего — это комбинированная логистика. Например, долетели до Сочи на самолете, а после сели в специально запущенный этим летом дополнительный поезд до Анапы. Или арендовали автомобиль, на котором можете поехать в любой город на побережье», — пояснила она.
Популярны в этом году и поездки на юг на автотранспорте. Дорога на авто из Москвы до того же Сочи может оказаться дешевле поездки в поезде: на сайте BlaBlaCar водители берут попутчиков примерно за 3500 рублей, а самое дешевое место в автобусе обойдётся в 4500. Если же добираться до Адлера на своей машине, то на бензин нужно запасти 5-6 тысяч рублей с учетом того, что, например, на трассе М-4 «Дон» есть платные участки.
Прямой авиарейс до Сочи из Москвы или Санкт-Петербурга стоит в среднем 10 тысяч рублей на человека. Если потом надо добраться до Анапы или Геленджика, то придется заложить на это не менее шести часов. Каршеринг в данном случае обойдется около двух тысяч рублей, такси — в три-пять раз дороже. Билет на автобус стоит 1700 рублей, но тогда ко времени пути придется прибавить еще 2-2,5 часа.
Ещё материалы: Виталий Савельев