Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Как легально бороться с автохламом

Имеет ли право ГИБДД забрать на металлолом брошенный автомобиль

29.04.2023 16:00

Автор: Николай Козин

Как легально бороться с автохламом
  © Борис Бабанов/РИА Новости

Брошенные, бесколесные, проржавевшие и полусгнившие автомобили в изобилии встречаются во дворах и на улицах любого большого города. Стоять они могут десятилетиями, уродуя внешний вид, а иногда еще и загораживая проезд для экстренных служб. Как законно избавиться от ржавых остовов, и почему в России до сих пор не существует ни одного закрепленного на федеральном уровне способа борьбы с брошенными авто, выясняла «Парламентская газета».

Статья будет… но потом

Избавление от автохлама — дело не из простых. Заниматься этим самостоятельно не стоит точно. Во-первых, сложно и долго. Во-вторых, напоминают в МВД, благими намерениями вымощена дорога в ад. Если владелец якобы бесхозного авто внезапно объявится, есть риск нарваться на часть первую статьи 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» и сесть в тюрьму на срок до пяти лет (часть вторую, где речь идет о применении насилия в процессе угона, по понятным причинам в расчет не берем).

«Лучшим решением в такой ситуации будет один из следующих вариантов: поиск владельца транспортного средства и разговор с ним, обращение с письменным заявлением в правоохранительные органы или же обращение в управляющую компанию, ответственную за конкретную придомовую территорию, — объясняют в МВД. — К обращению нужно приложить фотографии автомобиля и подробное описание его технического состояния».

Если вы решили действовать по первой схеме, разыскали владельца, а тот желанием убрать авто не горит, можно припугнуть его статьей 16.10 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за оставление брошенных и разукомплектованных транспортных средств вне отведенных для этого площадок, — до трех тысяч рублей штрафа. Правда, есть нюанс: эта норма прописана в новом проекте административного кодекса, который пока что в силу не вступил и неизвестно, когда вступит. Но вдруг хозяин автохлама об этом не знает.

Если разговоры и угрозы не помогли, собственники территории, на которой брошен автомобиль, имеют полное право обратиться в суд. Лучше всего в этом случае работает коллективное заявление. Если суд придет к выводу, что разукомплектованный автомобиль действительно мешает жильцам, он вынесет постановление о его ликвидации. В этом случае владелец автохлама будет обязан не только выплатить судебные издержки, но и компенсировать затраты ТСЖ или управляющей компании, которые займутся буксировкой его авто на свалку.

Читайте также:

• «Аурусы» предлагают не считать роскошью • Для ОСАГО готовят реформу

Мертвые статьи и парковочные войны

Возникает другой вопрос: а могут ли уполномоченные органы сами расчищать дворы и улицы от автохлама, не дожидаясь, пока на него пожалуются местные жители? И вот тут совсем все сложно. Как рассказал «Парламентской газете» эксперт рабочей группы при Правительстве РФ по регуляторной гильотине в сфере дорожного движения Дмитрий Попов, единого механизма, утвержденного на федеральном уровне, в нашей стране не существует. А местные законы часто не срабатывают.

«В городских законах Петербурга, например, есть статья о нарушениях, связанных с хранением разукомплектованных транспортных средств, — пояснил эксперт. — Но механизм ее применения очень сложный. Во-первых, в нем не учитывается, что транспортное средство может быть разукомплектовано потому, что попало в ДТП. Во-вторых, в случае, если владелец отказывается убирать брошенный автомобиль, его (автомобиль, конечно) надлежит отправить на хранение на некую охраняемую стоянку. Но этих стоянок в городе не существует! Так что статья получается мертвая — она как бы есть, но как ей пользоваться, совершенно непонятно».

В Москве пошли другим путем, там власти имеют право вывезти прочь автомобиль, стоящий без номеров, из соображений антитеррористической безопасности. Однако это, по словам Дмитрия Попова, — прямой путь к парковочным войнам: а почему бы не скрутить у соседа номер, не навести на него полицию и не заполучить себе хорошее местечко на стоянке?

«Когда-то мы думали над тем, как мог бы выглядеть удобный для всех механизм, — отметил собеседник издания. — Например, была идея ставить знак «Остановка запрещена», а потом из-под этого знака увозить машины. А саму установку анонсировать за 20 дней через СМИ. Но, во-первых, кто будет платить за пребывание бесхозного автомобиля на стоянке? Кто будет заниматься розыском владельца? Да и много ли у нас людей, любящих почитать такого рода объявления в прессе? Так что нет, к сожалению, пока о каком-то удобном механизме эвакуации бесхозных авто говорить не приходится».

Нельзя просто так взять и убрать

Разводят руками и в Государственной Думе. «Пока что у нас никаких конкретных предложений на этот счет нет, — признался в разговоре с «Парламентской газетой» первый заместитель председателя думского Комитета по транспорту Рафаэль Марданшин. — Но проблема, бесспорно, существует, и мы ее понимаем».

По словам Марданшина, нельзя просто так взять и убрать автохлам с глаз долой. А если его владельца, например, уже нет на свете? Кто и как должен определять, кому принадлежит автомобиль, является ли он по законодательству бесхозным или автоматически отошел наследникам?

«Тем не менее, безусловно, стоит подумать о том, чтобы наделить МВД или коммунальные службы правом отправлять явно брошенные автомобили на специальные стоянки, — отметил депутат. — А потом, по истечении какого-то срока, утилизировать, а вырученные деньги направлять в качестве компенсации за буксировку и оплату парковочного места. Ну или, по крайней мере, сделать так, чтобы они могли хотя бы перемещать разукомплектованные авто внутри дворов, чтобы они не занимали подъезды для спецтехники — аварийных и пожарных машин и скорой помощи».

Как сдать авто в утиль самостоятельно?

Если, наконец, вы — тот самый владелец разукомплектованного авто, вы можете сдать его на утилизацию самостоятельно. Для этого нужно обратиться в одну из специализированных утилизирующих организаций, заключить договор, а после доставить автомобиль для оценки и взвешивания. После утилизации вам выдадут справку, с ней, а также с паспортом, свидетельством о регистрации транспортного средства и квитанцией об оплате государственной пошлины нужно отправиться в ГИБДД или МФЦ и заполнить заявление о снятии автомобиля с налогового учета.