Как Елизавета Петровна и Екатерина II изменили Петербург и окрестности
Если своим рождением Петербург обязан императору Петру I, то своей красотой — его последователям
Тема: Евразийский женский форум-2018
Если своим рождением Петербург обязан императору Петру I, то своей красотой — его последователям. И в первую очередь императрицам Елизавете Петровне и Екатерине II. Именно они наполнили город прекрасными зданиями, привили жителям Северной столицы архитектурный вкус и задали высочайшую планку, соответствовать которой сегодня удаётся мало кому из зодчих.
Дочь Петра I Елизавета правила Россией с 1741 по 1762 год. Она любила архитектуру барокко — богато украшенную, наполненную аллегориями. Самые значимые здания, построенные при ней, - Зимний, Царскосельский и Петергофский дворцы, Смольный собор.
А вот её невестка Екатерина II считала барокко вычурным, глупым. Ей нравился строгий классицизм, этот стиль царил в её правление, продолжавшееся с 1762 по 1796 год. Тогда появились Гостиный двор, Академия художеств, Академия наук, Мраморный и Таврический дворцы.
Смольный собор: ВИП-монастырь
Белый воздушный храм, построенный при Елизавете Петровне архитектором Бартоломео Растрелли, — настоящий шедевр барокко. Монастырь вокруг него планировался непростой: в нём Елизавета Петровна хотела провести старость вместе со своими приближёнными. Так что строили его, как пятизвёздочный отель: 120 келий люкс имели комнаты для персональной прислуги и кухни. Но ВИП-монастыря не получилось. При Екатерине II кельи приспособили под Общество благородных девиц, где обучались девушки-аристократки. Оно было создано по образцу школы Сен-Сир под Парижем, а консультировал Екатерину II её друг, французский просветитель Дидро.
Таврический дворец: Двойной подарок
Таврический дворец, в котором проходит Евразийский женский форум, строился в подарок любовнику Екатерины II — князю Григорию Потёмкину, самому влиятельному в России сановнику. Дворец был роскошен и богат. Но дорог в содержании. Поэтому Потёмкин уговорил императрицу выкупить свой подарок за огромные деньги - 400 тысяч рублей. Но однажды во время бала, проходившего в этом дворце, Потёмкин заговорил с Екатериной II, встав на одно колено. О чём они беседовали — неизвестно. Но вскоре императрица во второй раз подарила Таврический дворец князю. Так что он получил и деньги, и здание. На месте их беседы - в середине Екатерининского зала под центральной люстрой — теперь принято загадывать желания. Они должны сбыться в течение одного года.
Мраморный дворец: Компенсация любовнику
Прекрасный дворец на набережной Невы должен был стать компенсацией Григорию Орлову за прекращение любовной связи с Екатериной II. Архитектор Антонио Ринальди соединил устаревавший барокко и входивший в моду классицизм. А своё название дворец получил из-за 32 сортов мрамора, использованных в отделке.
Но Григорий Орлов до компенсации не дожил: он умер незадолго до окончания строительства дворца.
Медный всадник: PR легитимности
Поставить в Петербурге памятник Петру I хотела ещё Елизавета Петровна. Но не успела: почти готовая скульптура работы Растрелли на полвека «поселилась» в сарае. Екатерине II нужен был другой памятник — дерзкий, запоминающийся. Ведь она пришла к власти в результате переворота, убив законного императора Петра III. И много лет ощущала дефицит легитимности. А памятник должен был связать её имя с именем Петра I. Поэтому на постаменте есть надпись: «Петру Первому — Екатерина Вторая».
Француз Фальконе придумал скульптуру с взлетающим на скалу всадником — очень сложную инженерно, но энергичную, впечатляющую.
За доставкой в Петербург валуна для постамента следила вся Европа: газеты печатали отчёты — как камень волокут к Финскому заливу, как обрабатывают, как грузят на судно с тремя сотнями гребцов.
Императрица добилась своей цели: её имя встало в один ряд с именем Петра I. Памятник вскоре стали называть Медным всадником - по названию знаменитой поэмы Пушкина.
А старый памятник Растрелли не пропал: сын Екатерины II Павел I, ненавидевший мать, назло ей поставил скульптуру перед Михайловским замком.
Эрмитажный театр: Комедия о свиньях
Кбарочному Зимнему дворцу, возведённому при Елизавете Петровне, Екатерина II пристроила Эрмитажный театр, выполненный в стиле классицизма. Там постоянно шли представления, и автором некоторых из них была императрица. Например, её комедия «За мухой с обухом» имела небывалый успех.
Ведь прототипов героев пьесы все знали: Пострелова — это княгиня Дашкова, подруга и соратница Екатерины II, президент Академии наук, Дурындин - Алексей Нарышкин, сенатор и влиятельный сановник.
Поводом для пьесы послужила ссора в усадьбе Кирьяново, где жила Дашкова. В цветник как-то залезли свиньи из соседнего имения Нарышкина. Рассерженная княгиня велела их зарезать. Этого уже не стерпел Нарышкин и выставил претензию за животных дорогой голландской породы. Мирить своих приближённых пришлось императрице.
О скандале знал весь двор, поэтому пьеса Екатерины II вызвала бурю смеха. Вот только Дашкову и Нарышкина весь спектакль слуги держали за руки, чтобы они не вскочили и не подрались.
Летний сад: Решётка вместо фонтанов
Ещё при Петре I в Летнем саду было множество фонтанов. А к временам Елизаветы Петровны их уже насчитывалось больше полусотни! Но их уничтожило наводнение 1777 года. Екатерина II отказалась восстанавливать былое великолепие, ведь фонтаны - атрибут ненавидимого ею барокко. Зато Екатерина подарила Летнему саду прекрасную решётку, которую все сразу признали одной из красивейших в мире.
А фонтаны, кстати, вернулись: во время реконструкции Летнего сада в 2009-2011 годах восемь из них восстановили.
Екатерининский дворец: Неисполненная последняя воля
Елизавета Петровна приказала архитектору Растрелли на месте скромных палат Екатерины I, жены Петра I, возвести роскошный Екатерининский дворец. В 1756 году он был готов. На отделку дворца ушло 100 килограммов золота, оно было повсюду — и внутри, и снаружи. Но самыми роскошными были Большой зал и ведущие к нему две анфилады: там глаза болели от золота.
Елизавета хотела покрыть золотом и скульптуры в дворцовом саду, но не успела. Перед смертью она попросила сделать это свою невестку — будущую Екатерину II. Та презрительно называла Екатерининский дворец «кремовым тортом», но просьбу свекрови решила выполнить. Скульптуры начали золотить. Однако, узнав о стоимости этих работ, Екатерина II приказала их прекратить. Так что последняя воля Елизаветы осталась невыполненной.
А вот многие комнаты дворца Екатерина II перестроила. Шотландский архитектор Чарлз Камерон сделал строже, проще и удобнее.
Во время Второй мировой войны дворец сильно пострадал, его восстанавливают до сих пор. Причём некоторые залы, перестроенные Екатериной II, возвращают облик, полученный при Елизавете Петровне. Некоторые детали декора, демонтированные при Екатерине, нашлись в запасниках Михайловского замка - спустя 200 лет их вернули на прежнее место.
Александрия: Поздравление от народа
Церковь Святого Александра Невского «Готическая Капелла» в парке Александрия. В центре: дворец «Коттедж». Справа: императрица Александра Фёдоровна. Внизу: символ Петергофа - скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва»
В роскошном парке Петергофа, украшенном многочисленными фонтанами и дворцами, есть романтический уголок — Александрия. Он связан с ещё одной российской императрицей Александрой Фёдоровной, женой Николая I.
Ещё во времена Петра I здесь строил своё имение «Монкураж» князь Александр Меншиков. Но достроить не успел. При императрице Анне Иоанновне, обожавшей охоту, в парк запустили зверей. Но получился скорее тир: Анна была женщиной грузной, с больными ногами, так что она сидела с ружьём в кресле, а животных на неё выгоняли егеря. При Екатерине II Охотничий парк превратился в зверинец, а потом пришёл в запустение.
Настоящий расцвет этого места пришёлся на времена Николая I. Император подарил участок свой нежно любимой
супруге в 1825 году. По семейному уговору на эту территорию не распространялась его царская власть. Сам Николай говорил: «Здесь я, хозяин Земли Русской, нахожусь в гостях». Властный и жёсткий монарх превращался в Александрии в кроткого и романтичного героя.
Обычно имение императрицы оставалось закрыто для посторонних. Но было исключение. 13 июля Александра Фёдоровна праздновала день рождения. Как правило, это событие проходило в кругу семьи. Но на следующий день, 14 июля, ворота Александрии распахивались: любой человек мог прийти во дворец и поздравить царицу.