К нам не едет ревизор!
Власти смягчат надзор за бизнесом и переориентируются на профилактику правонарушений
Тема: Пленарное заседание Госдумы 17 апреля 2020 года
Проверки предприятий как основной инструмент контроля вскоре уйдут в прошлое, им на смену придут более мягкие и менее затратные надзорные методы, не предполагающие непосредственного взаимодействия с проверяемым, в том числе в формате мониторинга. При этом выездные инспекции предлагается проводить только по согласованию с прокуратурой, а в случае выявления грубых нарушений контролёров итоги их деятельности будут признаны недействительными. Такой пакет законопроектов, направленный на выполнение поручений президента по запуску в стране регуляторной гильотины, Госдума приняла в первом чтении в пятницу, 17 апреля. Спикер Вячеслав Володин предложил подключить к подготовке поправок ко второму чтению экспертов и общественность.
Предупреждение и профилактика
Существующая сегодня система контрольно-надзорной деятельности, которая и в былые, более благополучные времена, тормозила развитие экономики, в текущих условиях пандемии коронавируса становится просто камнем преткновения. По словам председателя думского Комитета по контролю и Регламенту Ольги Савастьяновой, два внесённых кабмином законопроекта помогут значительно изменить вектор деятельности различных контрольных служб, основой которых должен стать риск-ориентированный подход. То есть когда предпринимателей или любые другие организации не наказывают за свершенное, а предупреждают возможное нарушение правил заранее, в том числе используя новейшие информационные технологии, статистику и анализ.
Фактически речь идёт о полноценной цифровизации государственного и муниципального контроля, снижающей издержки граждан и организаций и повышающей его прозрачность. На практике это будет означать, что в случае отсутствия в информационной системе сведений о проверке, действия контролёра не будут иметь юридического значения, а инспектора просто не допустят на объект.
Помимо расширения применения риск-ориентированного подхода, законопроекты вводят и меры стимулирования добросовестности, а также уделяют оценку результативности действий надзорных органов. Замминистра экономразвития Алексей Херсонцев пояснил, что контрольно-надзорный орган отнесёт объекты контроля к одной из шести категорий риска причинения ущерба: чрезвычайно высокий риск, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Для каждой категории будут определены виды проверок и их периодичность. В организациях с чрезвычайно высоким риском может быть одно-два плановых контрольно-надзорных мероприятия в год, с высоким или значительным риском — одно в два-четыре года, со средним или умеренным риском — одно в три-шесть лет.
Видеофиксация освободит от плановых проверок
Кроме выездной и документарной проверок предусматривается также выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд. Все эти новые способы контроля предполагают меньшие издержки для проверяемых по сравнению с традиционными инспекциями.
Некоторые проверки и вовсе предлагается проводить дистанционно, в том числе используя мониторинг на базе работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, а также иных средств сбора или фиксации информации. Что важно: применение режима мониторинга освободит проверяемых от части плановых встреч с контролерами.
Некоторые проверки и вовсе предлагается проводить дистанционно, в том числе используя мониторинг на базе работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.
Что касается внеплановых проверок, их должны будут согласовать с органами прокуратуры, а виды и содержание внеплановых контрольно-надзорных мероприятий станут определять положением о виде контроля соразмерно рискам причинения вреда. Также законопроектом определяются основания для начала контрольно-надзорного производства и предполагается профилактика нарушений. В случае выявления грубых нарушений со стороны «проверяльщиков», итоги их деятельности будут признаны недействительными.
По замечанию Ольги Савастьяновой, в базовой составляющей законопроектов нашли отражение замечания 13 думских комитетов, тем не менее при всей очевидной их концептуальной новизне, у депутатов остаются ещё вопросы. Все они должны быть устранены ко второму чтению документов, в том числе используя все возможные тематические площадки. Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил подключить к важной теме экспертов и общественность в рамках парламентских слушаний. Формат дискуссии вскоре определится. В зависимости от развития ситуации с коронавирусом будет принято решение проводить его очно или в режиме видеоконференции.
Ещё материалы: Ольга Савастьянова