Все о пенсиях в России

два дня назадПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

К мобильным абонентам может прийти больше спама

Сведения о клиентах сотовых компаний хотят передавать третьим лицам

23.11.2021 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

К мобильным абонентам может прийти больше спама
  © pexels.com

Минэкономразвития предложило разрешить сотовым операторам передавать данные об их абонентах третьим лицам. Такой законопроект проходит обсуждение на портале правовых актов. Но если человек разрешит передавать свои персональные данные на сторону, то, скорее всего, столкнётся с выросшим потоком спам-звонков, а «пробить» его номер станет проще, считают опрошенные «Парламентской газетой» эксперты.

Не первая попытка

Поправками к Закону «О связи» предложили снять тайну с информации о соединениях, трафике и платежах абонента оператору. В законопроекте говорится, что кабмин определит полный список таких данных, а также порядок их предоставления.

Согласно пояснительной записке, нынешний принцип тайны связи не позволяет бизнесу использовать имеющиеся данные для своих комплексных услуг и сервисов. Авторы инициативы полагают, что передача, например, банку данных об оказываемых клиенту услугах поможет в борьбе с мошенничеством. То есть операторы связи сформируют базу потенциально мошеннических номеров. А информация о расчётах абонентов с оператором может помочь банкирам определиться,  давать ли человеку кредит.

Данные сотовых компаний могут заинтересовать и туроператоров. «При въезде в регион турист, выразивший согласие на передачу третьим лицам сведений об оказываемых услугах, получает информацию от партнёра оператора о том, какие проходят события, какие достопримечательности посетить, какие экскурсии можно заказать», — сказано в пояснительной записке.

Обсуждаемый проект закона не первая попытка бизнеса подступиться к персональным данным россиян и либерализовать их перемещение из рук в руки, сказал «Парламентской газете» зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Горелкин. «Большой IT-бизнес заходил и через профильные организации, и вот теперь через Минэк, — отметил он. — Новое предложение не укладывается в государственную концепцию защиты персональных данных, я выступаю резко против него».

Культура обращения

Люди довольно часто передают свои персональные данные тем или иным организациям — банкам, социальным сетям, интернет-магазинам, онлайн-кинотеатрам, сервисам аренды и проката. Таким образом, объём данных постоянно растёт. Информация — товар ценный, вот только продать её по закону нельзя, объяснил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. А каждый сервис, который запрашивает у человека сведения о нём, должен объяснить, зачем он это делает, а также прекратить обработку данных, то есть удалить их из своей базы, по первому запросу клиента.

С 1 марта 2021 года в России действуют новые правила, которые обеспечивают дополнительную защиту персональных данных. Например, под запрет попало согласие «по умолчанию», то есть молчание или бездействие ни при каких обстоятельствах нельзя расценивать как согласие на обработку персональных данных, напомнил Антон Горелкин.

Читайте также:

• Россиянам рассказали, как защитить телефон от спама • Персональным данным россиян хотят объявить «Юрьев день»

В России ещё не сформировалась культура обращения с персональными данными и операторы связи «смогут подсовывать на подпись людям разные документы», по которым безопасное хранение сведений нельзя будет гарантировать, считает депутат. «Бизнес не сможет этого сделать — это ответственность государства», — сказал Горелкин.

По мнению преподавателя Moscow Digital School Олега Блинова, абонентов, разрешивших передавать сведения о них третьим лицам, может ждать больше спам-звонков, а их данные будут легче доступны для «пробивки». В выгоде окажутся лишь операторы. «Они смогут ещё больше коммерциализировать имеющиеся у них данные и зарабатывать на них», — добавил Блинов.

Не дарите данные

Уже сейчас можно многое узнать о человеке, используя базы различных ведомств и компаний, в том числе операторов связи. Но на законных основаниях делать это могут лишь представители правоохранительных органов или спецслужб. Причём, запрашивая информацию, они оставляют цифровые следы, рассказал Эльдар Муртазин. «По таким следам можно узнать, кто и кем интересовался, и на этом основании спросить, зачем это было сделано», — объяснил эксперт.

Если же человек разрешит видеть его данные не только силовикам, но и так называемым третьим лицам, то судьба этих сведений может оказаться туманной. Использование телефонного номера в рекламных целях в этом случае может стать меньшим из зол, предупредил аналитик. И никаких следов при этом не останется.

«По сути, это превращает людей, каждого из нас, в цифровой продукт, — отметил Эльдар Муртазин. — Я надеюсь, что, если законопроект примут, согласие на передачу данных не будет оформлено по умолчанию. Но тогда уже каждому абоненту нужно быть начеку и проверять условия договора с оператором».

С 1 октября операторы связи должны предоставлять Роскомнадзору все данные об абонентах: где находятся их телефоны, а также как именно они связывались, когда и во сколько. Эту информацию нельзя использовать в коммерческих целях, как и персональные данные россиян.

Как ранее сказал «Парламентской газете» председатель думского IT-комитета Александр Хинштейн, «персональные данные не должны быть предметом свободного оборота — только сам человек может и должен распоряжаться ими».