Изучение истории религии в школах может стать обязательным

Это поможет духовному воспитанию подрастающего поколения и остановит детей от жестокого поведения

25.01.2018 19:54

Автор: Ольга Волкова

Изучение истории  религии в школах может стать обязательным

Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Госдумы

Необходимость религиозного образования, поиск уникального исторического пути, защита чувств верующих сегодня продолжают активно обсуждаться в обществе. Государственная Дума за последние годы уже приняла несколько законопроектов на религиозную тему. В частности, в 2013 — закон о защите чувств верующих, а в 2015 году — президентский закон о запрете признавать экстремистскими материалами тексты из Библии, Корана, Танаха и Ганджура. Однако сегодня, после недавних нападений учащихся на школы в Перми, Челябинской области и Бурятии, в Госдуме уверены, что с помощью церкви можно успешно помочь молодёжи найти нравственно-моральные ориентиры.

Не останавливаться на достигнутом

В Госдуме 25 января прошёл «круглый стол» «Религия и право: 20 лет Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», посвящённый итогам и дальнейшему совершенствованию главного закона, регламентирующего свободу вероисповедания. Депутаты, представители традиционных конфессий, члены Общественной палаты обсудили новые вызовы и угрозы, перед которыми столкнулись государство и церковь.

Валентина Матвиенко поручила разработать единый закон о многодетных семьях

Вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева отметила, что сегодня крайне важно продолжать совершенствование законодательства для того, чтобы позаботиться о духовном воспитании молодого поколения. Депутат уверена, что государство и церковь должны консолидировать усилия, чтобы направить молодёжь к созиданию и добру. «Нам нужна помощь церкви для того, чтобы не допустить повторения событий, произошедших в школах Бурятии и Перми. Вы видите, что сейчас происходит, и противостоять этим вызовам мы сможем только вместе», — отметила она.

Депутат рассказала, что пример Ставропольского края, где открыто 80 воскресных школ, две православных гимназии и два православных детских сада, а также проходит ежегодный молодёжный межконфессиональный форум «Кавказ — наш общий дом», показал, как можно вовлечь молодёжь на праведный путь.

Заместитель председателя Госдумы Пётр Толстой добавил, что только при общем участии традиционных религиозных конфессий Россия сможет найти свой собственный уникальный путь, а не «копировать и пытаться модифицировать западные представления, как мы это делаем 27 лет». «У нас разные с Западом пути и ценности. Если мы будем продолжать повторять те ходы, которыми уже прошли до нас наши коллеги из Западной Европы, будущего у России не будет», — сказал вице-спикер.

Заместитель Председателя Государственной Думы Петр Толстой. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Госдумы

Депутат отметил, что у России есть уникальный опыт сосуществования разных религий, поэтому игнорирование религиозной проблемы и легкомысленное к этому отношение — «тупик, который приведёт к маргинализации тех людей, кто возражает и создаст в обществе непреодолимый конфликт».

Как же принимали закон

К 1991 году в стране не было закона, который признавал религиозные организации в качестве социальных институтов, фактически не защищены были права местных религиозных обществ, не были уточнены этноконфессиональные развития российских регионов, а также отсутствовала чёткая правовая грань между религиозными объединениями. Это способствовало принятию Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 году.

Мы видим тенденцию снижения межрелигиозной напряжённости вследствие правильного правоприменения, которое принимают народные избранники. Закон, принятый 20 лет назад, полностью оправдал себя.

Работа над законопроектом началась в 1993 году, его текст готовила рабочая группа Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России с участием Комитета Госдумы по делам общественных объединений и девяти крупнейших религиозных объединений. После долгой подготовки в 1995 году инициатива была внесена в Думу, в ходе первого чтения депутатами велось долгое обсуждения, в ходе которого «за» законопроект проголосовало 347 человек, «против» — три и воздержалось — два. Второе чтение состоялось 18 июня 1997 года, и рассмотрение полностью переработанного текста заняло 20 минут, в третьем чтении закон был принят палатой за три минуты. Однако президент Борис Ельцин отказался подписывать новый закон, аргументируя тем, что «многие положения закона ущемляют конституционные права и свободы человека и гражданина, устанавливают неравенство различных конфессий, противоречат принятым Россией международным обязательствам».

После послания президента была создана рабочая группа для изменения текста закона, она провела четыре заседания и внесла 37 поправок в 14 статей закона, что вызвало полемику среди парламентариев. Однако подавляющим большинством голосов Госдума приняла закон 19 сентября, а 23 сентября он был одобрен Советом Федерации и 26 сентября подписан главой государства.

Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Госдумы

Председатель думского Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов считает, что двадцатилетний опыт практического применения закона позволил уточнить религиозные государственные отношения и сформировать механизм государственного надзора.

«Мы видим тенденцию снижения межрелигиозной напряжённости вследствие правильного правоприменения, которое принимают народные избранники. Закон, принятый 20 лет назад, полностью оправдал себя», — сказал он.

Вместе с тем, по словам Гаврилова, важно не останавливаться на достигнутом и продолжать работу для того, чтобы «помочь нашей родине и народу обеспечить духовное и нравственное возрождение».

Справка

После революции 1917 года все земли, принадлежавшие церкви, национализировались, отменялись национальные и религиозные привилегии, брак объявлялся частным делом, а потому религиозные обряды теряли всякую силу. Новая власть поставила в качестве своей основной задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков». Церковь больше не имела привилегий и прав, она становится просто «субъектом правоотношений». В периодических изданиях активно публиковалась атеистическая пропаганда.

В 1929 году состоялось официальное отделение церкви от государства, с принятием соответствующего постановления Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР «О религиозных объединениях». Церкви запретили заниматься благотворительностью и организацией паломничества. Для того чтобы не исчезнуть совсем, церкви приходилось идти на любые компромиссы с властью, которая полностью отрицала саму идею существования бога — фундамент любой религии. Это позволило в итоге сохранить и даже открыть несколько сотен храмов в тот атеистический период. Однако многочисленные народные выступления также оказывали влияние на партию. Так, например, сопротивление коллективизации, которое организовывали верующие и духовенство, заставили партийные организации прекратить закрытие церквей.

Великая Отечественная война стала новым «шансом» для послабления государственной политики в отношении церкви. С момента нападения Германии на Советский Союз церковь выступала с речами в защиту Отечества. Это не могло не пройти мимо генералиссимуса Иосифа Сталина, который видел в этом выгоду для военной стратегии и внешнеполитической пропаганды. И в 1943 принял митрополитов Сергия Страгородского, Алексия Симанского и Николая Ярушевича. В итоге православная церковь получила возможность для своего восстановления, получив разрешение на избрание Патриарха. Автономии она не добилась, однако постепенно отношение власти менялось.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2983