Издатели просят Мишустина вернуть газетам статус товаров первой необходимости
Исключение печатных СМИ из перечня товаров первой необходимости приведёт к остановке всей отрасли, включая работу типографий и издательств, и восстановить систему достоверного информирования населения после эпидемии будет невозможно. С таким предостережением обратились руководители 11 крупных типографических компаний к премьер-министру Михаилу Мишустину, вице-премьеру Дмитрию Чернышенко, который курирует медиасферу, а также к министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максуту Шадаеву. «Парламентская газета» получила копию коллективного письма.
30 марта Правительство внесло изменения в список непродовольственных товаров первой необходимости, в том числе исключив из него печатные СМИ. По мнению авторов открытого письма, это решение вступает в противоречие с указом президента «Об объявлении в РФ нерабочих дней», где работе прессы в этот период посвящён отдельный пункт. В частности, глава государства предписал руководителям СМИ определить численность сотрудников, которые должны обеспечивать функционирование изданий во время карантина.
«Остановка выпуска печатных средств массовой информации на неделю и более наносит непоправимый урон выстроенной в Российской Федерации системе оперативного и достоверного информирования граждан по цепочке Издатель-Типография-Распространитель-Читатель», — отмечают издатели.
Они подчёркивают, что газеты и журналы являются источником надёжной и проверенной информации в противовес соцсетям и недостоверным сайтам, которые распространяют слухи и фейки. Кроме того, печатные СМИ часто становятся единственным способом получить информацию для людей старшего поколения, которые входят в группу риска во время эпидемии.
«Издатели готовы и имеют техническую возможность готовить СМИ дистанционно. Читатели получают СМИ по подписке или приобретают в тех же розничных точках, где продаются другие товары первой необходимости», — добавляют авторы.
Однако исключение газет и журналов из перечня товаров первой необходимости не позволит им продолжать работу. За время простоя они растеряют свою аудиторию и рекламодателей, а значит, и платежеспособность. Типографии не смогут расплатиться с поставщиками и сотрудниками, опасаются авторы письма. Это влечёт за собой не только разорение отрасли.
«Когда угроза эпидемии отступит, перед СМИ будут стоять новые задачи, в том числе по информированию граждан в преддверии 75-й годовщины Великой Победы, о референдуме по поправкам в Конституцию РФ и другим социально и политически значимым поводам. Но вновь запустить производственный цикл в короткие сроки, в отличие от индустрии торговли или развлечений, будет невозможно, а значит восстановить систему достоверного массового информирования граждан», — отмечается в письме.
В связи с этим издатели обратились к Правительству с просьбой вернуть печатные СМИ в перечень товаров первой необходимости. В случае же, если это невозможно, типографии просят «рассмотреть возможность обеспечения адресной финансовой поддержки от Правительства Российской Федерации участникам рынка».
Ранее глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов направил письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову с предложениями по сохранению бизнеса в условиях эпидемии. В нём сенатор затронул и проблемы медиа-рынка. В частности, из-за введения моратория на все виды мероприятий, отметил он, у газет и журналов упали рекламные и спонсорские бюджетов на 90%. В связи с этим ряд издательств сегодня не может выполнять контрактные обязательства и обязательства по уплате налогов и взносов. Чтобы помочь этой отрасли, Андрей Кутепов предлагает снизить до 10% ставку НДС до 30 сентября 2020 года и ввести на тот же срок налоговые каникулы по НДФЛ.