Исторический центр Петербурга хотят зачистить от электросамокатов
Местный депутат не хочет дожидаться парижского сценария
Тема: Электросамокаты: новые меры безопасности
В четырех исторических районах Северной столицы не должно быть прокатных самокатов. Так считает депутат петербургского Заксобрания Алексей Цивилев, который намерен поднять этот вопрос во время ближайшего заседания парламентской комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, которое пройдет 24 апреля. В качестве аргумента он приводит две причины: обеспечение безопасности петербуржцев и гостей города и экономические.
Пешеходов не выгнать
В Петербурге с 2021 года комитет по транспорту заключает соглашения с кикшеринговыми компаниями, в которых оговариваются скорость прокатных средств индивидуальной мобильности и локации, где запрещено движение. Вступившие с 1 марта 2023 года федеральные правила гласят, что максимальная скорость электросамокатов не должна быть выше 25 километров в час. В Петербурге в этом году ограничение скорости, закрепленное в соглашениях, не выше 20 километров в час, а в исторических районах и отдельных зонах — не выше 15. Под запретом для самокатов ЦПКиО, Летний и Михайловский сады, Дворцовая площадь, Заячий остров, Таврический сад, Дворцовая и Адмиралтейская набережные, Английская набережная от Сенатской площади до Благовещенского моста, Сенатская и Исаакиевская площади, Невский проспект, Адмиралтейский проспект, Малая Морская, Большая Морская и Большая Конюшенная улицы, а также территория культурного центра «Севкабель».
Алексей Цивилев считает, что этого недостаточно, так как магистрали в историческом центре примыкают к многочисленным улочкам с узкими тротуарами. А СИМ в Петербурге очень много — уже около 40 тысяч. Поэтому депутат хочет предложить полностью запретить прокат электросамокатов в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах.
«Мы планируем привлекать в Петербург десять миллионов туристов в год. Они преимущественно проживают и гуляют в историческом центре. Надо учитывать эту нагрузку. Пора выбирать два из трех: общественный и личный транспорт, пешеходы или электросамокаты. Думаю, от СИМ отказаться в центре Петербурга проще, потому что пешеходов выгонять нехорошо», — заявил депутат.
Парижский опыт
Самая главная причина — это безопасность. Ведь какие бы меры ни принимались, каждый год случаются ДТП с участием электросамокатов. Причем чаще всего страдают дети и пожилые люди. «Тротуары в центре города очень узкие, плохо просматриваются вдаль. А разгон СИМ до 20 километров в час равносилен 100-120 километрам в час для автомобиля, движущегося по дороге», — считает парламентарий.
Он напомнил о недавнем решении парижан, которые 2 апреля этого года проголосовали на референдуме за запрет сервисов аренды электросамокатов — 89 процентов высказались против этой услуги. За пять лет работы кикшеринга в Париже число его пользователей выросло до 400 тысяч человек, которые совершали около 1,7 миллиона поездок в месяц. Власти французской столицы неоднократно заявляли, что из-за прокатных самокатов загромождаются тротуары и растет число ДТП и пострадавших. Запрет вступит в силу с 1 сентября 2023 года.
«В Париже тоже не сразу же пришли к этому решению. Сначала пытались ограничить скорость самокатов до 8 километров в час. Но это не помогло. Потому что каким бы выгодным ни был бизнес, для любой новации нужно создавать условия. А если их нет и невозможно обустроить — не надо создавать потенциальную угрозу для жизни и здоровья людей. Даже самые аккуратные пользователи СИМ не застрахованы от несчастных случаев», — пояснил Алексей Цивилев.
Деньги где-то там
Для СИМ нужно создавать инфраструктуру. А денег на это нет и не предвидится. Как пояснил Цивилев, аренда электросамокатов происходит через мобильные приложения. Все они зарегистрированы в Москве. И налоги компании платят в бюджет другого региона. В Петербурге город даже не оформляет аренду на площадки виртуальных парковок СИМ. «Так же как и с такси через агрегаторов, бюджет Петербурга ничего не получает от кикшеринга. А значит, и лишних средств на обустройство инфраструктуры для них нет», — подытожил депутат.
Поэтому Цивилев хочет поднять вопрос об аренде локаций для виртуальных парковок электросамокатов с отчислением платы в городскую казну.
Читайте также:
• Кто ответит за ДТП, устроенное ребенком на самокате
Тише едешь
Улицы и даже целые районы, где запрещено использовать СИМ, могут появиться во многих российских городах. Вводить ограничения региональным властям позволяют принятые поправки в ПДД, напомнил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев: «Появился новый дорожный знак «Движение СИМ запрещено». Кроме того, широко распространена практика введения «медленных зон», где электросамокаты должны замедляться».
В самокатах кикшеринговых сервисов установлено программное обеспечение, которое не позволяет им разгоняться выше определенной скорости, а также фиксирует геолокацию для активации режима «медленных зон». Но по улицам российских городов ездит около 300 тысяч частных СИМ, которые контролировать автоматически не получится. Это, по словам Павла Федяева, задача для дальнейшего законодательного регулирования.
Ещё материалы: Павел Федяев