Исчезнут ли газетные киоски?
Неверная трактовка нового дорожного ГОСТ поставила розничную торговлю прессой под угрозу
Предпринимателей, которые занимаются розничным распространением прессы, этой осенью напугали требования нового «дорожного» стандарта. Речь зашла едва ли не о полном запрете любых торговых точек на тротуарах, в том числе и газетных киосков. В Росстандарте говорят, что документ был неправильно истолкован, а в Госдуме готовы обсудить, как помочь бизнесу по продаже газет и журналов стать рентабельнее.
Разночтение в ГОСТ уберут
В России 1 сентября начал действовать ГОСТ Р 50597-2017. Новый стандарт определяет требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц, которое допустимо по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Разночтения вызвал пункт 5.1.1. В нём говорится, что «проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к предметам обустройства…»
Хотя ГОСТ и общефедеральный, первыми тревогу забили торгующие газетами и журналами предприниматели из Санкт-Петербурга. Некоторым из них городской комитет по благоустройству даже успел разослать предписания об устранении нарушений, то есть сносе торговых точек.
В Северной столице, где за год продают около 30 миллионов экземпляров печатных изданий, избавляться от киосков с прессой никто точно не собирается, заверил глава Комитета по печати и взаимодействию со СМИ администрации Санкт-Петербурга Сергей Серезлеев.
«Бизнес готов инвестировать средства, но ему важно, чтобы работа шла в правовом поле и была рассчитана на дальнюю перспективу», — отметил чиновник. Внешний вид торговых точек, который давно устарел, — это предмет отдельного обсуждения, добавил он.
В комитете попросили коллег повременить с предписаниями и подключили депутата Госдумы от Петербурга Михаила Романова. «Введение указанного запрета фактически ставит под угрозу систему распространения периодической печатной продукции как в Санкт-Петербурге, так и во всех других регионах», — написал обеспокоенный законодатель в своём запросе в Росстандарт.
По предложению Романова в конце октября на площадке Госдумы прошло совещание с руководством Росстандарта и Роспечати, представителями разработавшего стандарт РосДорНИИ, а также центрального аппарата МВД. Оказалось, что, согласно ещё одному ГОСТ, который действует 10 лет, любые пункты торговли, в том числе и киоски с прессой, относятся к элементам обустройства. А это совсем не «посторонние предметы».
«Если мы даём один ГОСТ и делаем ссылку на другой, то требования нового стандарта вообще не относятся к киоскам! То есть появилась ошибочная трактовка контролирующих органов, которые взяли один стандарт и не учли другой», — констатировал замруководителя Росстандарта Антон Шалаев.
Киоск — это безальтернативная система продаж периодической печати, особенно ежедневных газет.
Уже в начале ноября Росстандарт выпустил поправку к ГОСТ, в которой сделана сноска о том, что под его действие не подпадают киоски на тротуарах.
«Решения приняты, стандарт уточнён, больше нет никаких оснований расторгать договоры с владельцами точек и демонтировать законно установленные нестационарные торговые объекты», — сказал Михаил Романов «Парламентской газете».
Не только бизнес, но и социальные проекты
Понятно, что трудности у бизнеса по распространению прессой начались не вчера. Если пять лет назад розничных точек, торгующих печатью, в стране было около 50 тысяч, то на сегодняшний день осталось около 27 тысяч, приводит статистику советник руководителя Роспечати Геннадий Кудий.
«Киоск — это безальтернативная система продаж периодической печати, особенно ежедневных газет. Сокращение их числа — это большая проблема для информационной безопасности страны», — считает эксперт.
Газетные киоски пора рассматривать не как бизнес, а как социальные проекты, убеждён председатель Союза журналистов Москвы, главред газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев.
«Розничные распространители прессы помогают людям получать информацию. Но надо понимать, что торговать одними только газетами и журналами давно невыгодно. Поэтому общественные структуры, в том числе наш союз, неоднократно предлагали расширить ассортимент, чтобы повысить рентабельность такого бизнеса. Подобная практика есть во многих странах, например в Финляндии, и к ней уже обратились в столице. Помимо прессы, в киосках можно купить безалкогольные напитки, канцелярские принадлежности», — рассказал Гусев «Парламентской газете».
По словам Михаила Романова, в Госдуме продолжат обсуждать варианты господдержкой печатных СМИ и реализации их продукции.
«Конечно, людям удобно, чтобы рядом с остановками наземного транспорта и входами в метро находились точки по продаже газет и журналов. Мы запросили статистику, нужно чётко понять, по каким причинам киосков с прессой всё меньше: либо это высокие арендные ставки, либо какие-то излишние административные нагрузки, либо просто упал спрос на печатную продукцию», — заключил депутат.