Инвалиду без рук Дебликову могут разрешить управлять автомобилем
Но такое исключение пока не станет общим правилом
Представители Минздрава, МВД, НИИ медицины труда не видят смысла менять законодательство, чтобы инвалидов без рук, кистей рук или с деформацией обеих верхних конечностей допустили к управлению автомобилями. Причина — в России нет условий для обеспечения такого права инвалидов, отметили чиновники на совещании в Совете Федерации 24 марта.
В России нельзя, а в Канаде — можно
Поводом для обсуждения стало обращение в палату регионов инвалида из Воронежа Константина Дебликова. В 2014 году молодой человек в результате несчастного случая потерял кисти обеих рук. На момент трагедии у Дебликова уже был водительский стаж в четыре года. С тех пор он мечтает вернуться за руль, но законодательство ему это запрещает.
Правительство в 2014 году утвердило перечень противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортными средствами. Эти документы запрещают водить легковые автомобили в том числе людям с отсутствием обеих верхних конечностей или кистей рук. Это намерены изменить в Совете Федерации.
«Люди с инвалидностью имеют те же права, что и люди, которые не имеют инвалидности. Наша задача — создавать равные условия для всех», — обратился к участникам встречи автор инициативы, член Комитета Совета Федерации по экономической политике Эдуард Исаков.
Он напомнил, что такое право предусмотрено Конвенцией ООН о правах инвалидов, которая вступила в силу в 2008 году. Этот документ подписала и Россия. Однако и спустя 14 лет многие люди с ограничениями здоровья в нашей стране подвергаются дискриминации, отметил Исаев.
«Например, те же инвалиды без обеих рук имеют право водить автомобиль в США, Великобритании, Канаде и других странах, — рассказал сенатор. — Таким образом, мировой опыт показывает, что люди после ампутации обеих рук могут быть полноценными участниками дорожного движения».
Слишком много инструкций и регламентов
Однако приглашенные к разговору эксперты идею не поддержали. Общий тезис выступлений — в России нет условий для обеспечения такого права инвалидов.
Например, представители МВД отметили, что автомобиль надо дополнительно оборудовать, чтобы им мог управлять человек без рук. А техрегламента на внесение соответствующих изменений в конструкцию авто в России нет. Также нет утвержденных требований к протезам, которые бы позволяли инвалиду водить машину.
А представители Минздрава и НИИ медицины труда обратили внимание, что в стране не разработан порядок оценки признания таких инвалидов годными к управлению автомобилем. В итоге большинство бюро медико-санитарных экспертиз просто не смогут провести такой анализ. Нет и специалистов такого профиля, и за пару лет они не появятся.
По мнению руководителя НИИ медицины труда Игоря Бухтиярова, в России также нет соответствующей инфраструктуры: дорог, парковок и так далее. При этом в странах, которые приводят в пример авторы инициативы, вопрос решен в комплексе. Бухтияров привел аналогию с дальтониками: в России они не могут водить машину, а за границей — могут.
«Но там и светофоры другие, не цветовые», — отметил эксперт. То же и с инфраструктурой для водителей без рук, уточнил он.
В порядке исключения
При этом Игорь Бухтияров согласился сделать исключение для Константина Дебликова и провести его экспертизу лично, «под свою ответственность». И если воронежец докажет, что способен управлять автомобилем и не создает опасности для других участников движения, разрешить ему водить машину.
Эксперт также отметил, что и другие такие случаи — один-два в год — могут быть рассмотрены в индивидуальном порядке. Однако эти исключения в ближайшее время, скорее всего, не станут правилом, сказал Бухтияров.
Возможности пересмотреть весь пакет соответствующих нормативных актов в ближайшей перспективе нет, согласились участники совещания в Совете Федерации. Поэтому пока принятие такой поправки в законодательство маловероятно, отметили они.
По мнению самого виновника дискуссии, начать надо с уточнения медицинских параметров. «В данный момент запрет на вождение не зависит от уровня ампутации. Это неправильно», — отметил Константин Дебликов.
При этом, например, инвалидам с одной рукой водить машину в России можно. Такое же право имеют и инвалиды без обеих ног.
Ещё материалы: Эдуард Исаков