Все о пенсиях в России

два дня назадДепутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

12.12.2024Права жителей Коми на досрочную пенсию предложили расширить

Интернет-шарлатанам не позволят лечить и учить людей

В Госдуме хотят запретить онлайн-школам называться академиями

18.11.2024 13:23

Автор: Дмитрий Литвинов

Интернет-шарлатанам не позволят лечить и учить людей
  © freepik.com

Онлайн-курсы и услуги репетиторов в Сети могут запретить продавать под вывесками «институт», «академия» и «университет», если организация не имеет государственной аккредитации. Такие поправки в закон об образовании подготовили в рабочей группе Госдумы по регулированию блогосферы. С текстом законопроекта, который планируют внести в ближайшее время, ознакомилась «Парламентская газета». Изменения могут коснуться и работы медицинских блогеров: в Минздраве выступили за обязательное указание сетевыми «врачами» их квалификации.

Авторитет высшей школы

Рабочую группу по блогосфере создали в Госдуме летом 2024 года, в ее состав вошли депутаты и сенаторы, входящие в разные фракции и комитеты, а также сами сетевые авторы и представители некоммерческих организаций, их объединяющих. С момента первого заседания группы был принят и вступил в силу закон о передаче данных о популярных страницах в интернете и их авторах в Роскомнадзор, напомнил вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

«Мы впервые проходим эту процедуру, и следует признать, что не все здесь гладко, — сказал он на заседании рабочей группы по блогосфере 18 ноября. — Госдума ждет от Правительства подзаконных актов, которые прояснят ситуацию и учтут права всех заинтересованных участников процесса, в том числе относительно регистрации тех блогеров, которые не используют портал госуслуг, поскольку по закону все формы взаимодействия граждан и государства равнозначны».

Первым осязаемым результатом работы думской группы стал подготовленный законопроект о регулировании блогеров, продающих различные образовательные курсы и оказывающих услуги репетиторов онлайн. Часто такие организации или даже частные лица продвигают свои продукты, используя в рекламе слова «высшая школа», «академия», «институт» или «университет», что подрывает доверие к официальной системе образования, сказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.

Поэтому подготовлены поправки в закон об образовании, по которым использовать перечисленные названия смогут только организации, соответствующие критериям, указанным в федеральном законе. То есть реализующие программы среднего профессионального или высшего образования, либо занимающиеся научной работой. Обязательное условие для них — наличие государственной аккредитации. Содержащий эти нормы законопроект группа депутатов планирует внести в Госдуму в ближайшее время, сообщила Лантратова. Документ, по ее словам, поддержали в Рособрнадзоре.

Лицензия как знак качества

Оборот онлайн-школ за прошлый год вырос почти на треть и сейчас достигает 123 миллиардов рублей, отметила Яна Лантратова. Самый крупный сегмент — обучение новым профессиям, его размер оценивается в 7,8 миллиарда, предпринимательские программы и курсы — в 4,6 миллиарда рублей, программы в сфере здоровьесбережения — в 4,1 миллиарда рублей.

Образовательные и информационно-консультационные услуги легально могут оказывать как юрлица, то есть частные школы, так и индивидуальные предприниматели и даже самозанятые. ИП и самозанятые могут работать, используя льготный налоговый режим, и часто недобросовестные педагоги используют это для ухода от налогов, предлагая вместо образовательных услуг так называемые информационные продукты. Поэтому в Госдуме прорабатывают обязательное лицензирование для всех участников информационного рынка.

Еще одна проблема — так называемая двухуровневая система продажи дипломов, при которой организация получает образовательную лицензию, а затем принимает на работу преподавателей, оценить квалификацию которых доподлинно невозможно, зато они могут теперь прикрываться официальным статусом. «У нас действует мораторий на проверки образовательных организаций, но очевидно, что и на этом поле есть над чем работать», — уверена Яна Лантратова.

Врач? Покажи диплом

Отдельная дискуссия, которую ведут участники рабочей группы Госдумы, касается работы медицинских блогеров. Из Минздрава в адрес парламентариев прислали свои рекомендации. В ведомстве настаивают на обязательном указании квалификации для блогеров, которые распространяют информацию в сфере медицины, а также считают необходимым предоставить исключительное право на информационно-консультационные услуги только специалистам, которые имеют высшее или среднее медицинское, в том числе фармацевтическое, образование. За нарушение правила должна быть предусмотрена ответственность, считают в Минздраве.

Онлайн-формат работы все больше входит в практику государственных и частных клиник, а некоторые врачи используют интернет для привлечения пациентов и их информирования о своей работе. Поэтому запретить работу медицинских блогеров невозможно, уверена телеведущая и общественный деятель Елена Малышева. Однако их работу нужно строго регламентировать.

«Публикация данных о дипломе и действующей лицензии должна стать обязательной — это касается и тех, кто работает на телевидении, — сказала теледоктор. — Необходимо утвердить профстандарты для медблогеров, создать их профессиональное объединение, которое должно войти в Медицинскую палату».

Первый зампред IT-Комитета Госдумы Сергей Боярский обратил внимание на работу онлайн-психологов — этот рынок растет, а регулирования на нем нет. В результате, по его словам, в личную жизнь россиян, в том числе детей, могут вторгаться совершенно посторонние личности.

Отдельным треком рабочей группы по блогосфере должно стать регулирование интернет-информации для детей, уверена первый зампред Комитета Совета Федерации по госстроительству Ирина Рукавишникова. Это касается и работы психологов, и курсов подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Сенатор предложила разрешить онлайн-репетиторам использовать в работе только верифицированные материалы, размещаемые на сайтах государственных ведомств в сфере образования.

Читайте также:

• Что не так с регистрацией блогеров