Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Инспектор приходит без предупреждения

Защищать права потребителей будут внеплановыми проверками

02.07.2021 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Инспектор приходит без предупреждения
  © Lori.ru

Плановые проверки в сфере контроля защиты прав потребителей заменят внеплановыми. Всего их будет девять разновидностей: контрольная и мониторинговая закупки, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и  выездная проверки, а также наблюдение за выполнением обязательных требований и выездное обследование. Соответствующее Положение Правительства вступило в силу с июля 2021 года. 

Будь готов! — Всегда готов!

Как следует из документа, проводить госконтроль соблюдения Закона «О защите прав потребителей» и других актов на ту же тему будет Роспотребнадзор. Ведомство будет проверять деятельность юрлиц и индивидуальных предпринимателей — как они соблюдают обязательные требования к продаже товаров и оказанию услуг, а также сами товары, работы и услуги.

При этом «государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых (надзорных) мероприятий», отмечено в документе. Кстати, такая норма уже существовала, но носила временный характер, теперь же её сделали постоянной.

Кабмин утвердил Положение о госконтроле по защите прав потребителей

«Плановые проверки показали свою неэффективность, — пояснил «Парламентской газете» председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ. — К таким проверкам, как правило, готовятся. Да, проверяющие всегда находят какие-то нарушения. Но суммы штрафов, которые за них выписывают, зачастую ничтожны. При этом нагрузка на контролирующие органы огромная».

Вместо плановых проверок будут проводить внеплановые. Основаниями для них могут быть: наличие у контролёров сведений об угрозе или уже случившемся факте причинения вреда охраняемым законом ценностям, поручение президента или Правительства, требование прокурора, истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных ранее нарушений.

Документ также подробно описывает, какие именно действия можно совершать в ходе той или иной проверки, и устанавливает их жёсткие сроки. Так, выездная проверка не может длиться больше 10 рабочих дней. А общий срок взаимодействия инспекторов и проверяемых ограничат 50 часами для малого предприятия и 15 часами — для микропредприятия.

Казнить нельзя, помиловать

Контролировать защиту прав потребителей будут не только с помощью проверок. Основной упор сделают на профилактику. Документ вводит сразу семь видов подобных мероприятий. Это информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование и профилактический визит.

«Очень часто нарушения происходят не потому, что предприниматель делает это умышленно, — объяснил нововведение «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко. — Часто причиной нарушений бывает незнание, неопытность и так далее. Поэтому нельзя всех поголовно наказывать и казнить, надо разъяснять».

Например, профилактические визиты нужно наносить тем, кто только начинает торговать или оказывать услуги, причём не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности. О своём приходе инспектор должен уведомить не менее чем за пять рабочих дней. А сам обязательный профилактический визит не может длиться свыше одного рабочего дня.

© Сергей Киселев/АГН Москва

Зато консультирование можно проводить и при личном обращении, и по телефону, электронной почте или видеосвязи. При этом документ отдельно отмечает, что все такие консультации — бесплатные.

Ещё одной разновидностью профилактического контроля станет самообследование. Его будут проводить в автоматизированном режиме — конкретные способы указаны на сайте каждого контрольного органа.

Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, смогут принять специальную декларацию. Наличие такого документа будет одним из критериев репутационного статуса, обозначающего добросовестность компании.

Россиян предупредили о скрытых угрозах потребительской безопасности

Отдельным пунктом документа его авторы постарались мотивировать предпринимателей соблюдать все обязательные требования. Например, те, кто не нарушает правил, могут рассчитывать на дистанционные инспекционные визиты или выездные проверки. Кроме того, представителей таких организаций обещают выдвигать в общественные и иные организации при контрольном органе.

Меньше надзора — дешевле товары

Поводом для разработки нового положения о госконтроле стала реформа контрольно-надзорной деятельности в России. В 2019 году Правительство начало масштабную отмену устаревших нормативных актов — «регуляторную гильотину». А в 2020 году приняли Закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле». Большинство положений документа вступило в силу с 1 июля.

«В развитие этого закона и принимается положение «О Госконтроле по защите прав потребителей», — пояснил Вячеслав Тимченко. —  Всего необходимо принять коло 480 документов, которые регламентируют такую работу в самых разных сферах. Большинство из них уже подготовлено и принято».

Кроме того, с 1 июля в России заработал Единый реестр видов контроля (надзора). В него включили все виды контроля федерального, регионального и муниципального уровней, их описание и полномочия. 

«Такой реестр является ещё одним барьером к появлению каких-то новых видов контроля, — сказал ранее «Парламентской газете» директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев. — Кроме того, реестр позволит снизить уровень неопределённости для бизнеса, что благотворно повлияет на предпринимательскую активность».

Принятие всех этих нормативных актов облегчит жизнь как бизнесу, так и потребителям, считает Пётр Шелищ. «Избыточный надзор и связанные с ним издержки в любом случае оплачивали потребители — либо в цене товара, либо в виде налогов, которые мы платим и за счёт которых финансируется эта деятельность», — отметил эксперт.