Иностранные студенты будут приезжать на учебу в Россию по очереди
До конца недели власти планируют утвердить алгоритм возвращения учащихся из других государств
В сентябре в российские вузы смогут приехать иностранцы-первокурсники из тех стран, с которыми откроются границы. Потом настанет очередь старших курсов. Об этом рассказал 14 сентября в Госдуме на президиуме фракции «Единая Россия» министр образования и науки Валерий Фальков. Как будет проходить приезд студентов и как их обучают, пока они ещё остаются дома, разбиралась «Парламентская газета».
Возвращение по курсам и неделям
Отвечая на вопрос депутата Светланы Журовой о судьбе студентов-иностранцев, Валерий Фальков отметил, что 130 тысяч человек остались на время пандемии в России, и в новом учебном году они смогли приступить к занятиям вместе со своими российскими однокурсниками. По его словам, летом вузы помогали иностранцам трудоустроиться, а иногда и кормили их.
160 тысяч студентов из-за рубежа отправились на время эпидемии домой, а летом в российские вузы поступили ещё 25 тысяч первокурсников из разных государств. Из них на учёбу смогли прибыть только граждане тех стран, с которыми Россия возобновила сообщение.
Впрочем, министр обнадёжил остальных: на этой неделе должен быть утверждён алгоритм действий органов власти и организаций, по которому студентов будут впускать в Россию. «Мы открываем в сентябре возможность для первокурсников, а это в первую очередь надо для первокурсников, заехать в РФ по установленному алгоритму, но только из тех стран, которые будут открыты», — сказал он.
Фальков подчеркнул, что в некоторых российских регионах сохраняется непростая эпидемиологическая ситуация, и единовременный приезд большого числа студентов может подстегнуть рост числа заболевших коронавирусом. «Первый курс откроем, второй и последующий — чуть позже, когда поймём ситуацию. Здесь важно соблюсти баланс», — подчеркнул он, отметив, что вопросом занимается сразу несколько ведомств.
9 сентября по поводу возвращения иностранных студентов в Россию выступил министр иностранных дел Сергей Лавров. После встречи с главой МИД Казахстана Мухтаром Тлеуберди он сказал, что вопрос может быть закрыт в течение месяца. «Мы хотим, чтобы наши соседи, конечно, были среди первых, кто приедет к нам на учёбу», — отметил министр.
В МИДе также предлагают разделить процесс на этапы: например, каждую неделю приглашать определённое количество человек.
Как сообщила «Парламентской газете» советник-посланник посольства Казахстана Жанар Едильбекова, страна предложила несколько вариантов возвращения своих студентов в российские вузы наземным и воздушным транспортом, и сейчас эти варианты рассматривают.
Как налажена дистанционка
Пока для тех, кто не может вернуться на учёбу в Россию, вузы должны организовать дистанционное обучение. В ведущих университетах это сделали, хотя не обошлось без сложностей для студентов и преподавателей. Руководители учебных заведений рассказали «Парламентской газете», как они справляются.
В Санкт-Петербургском государственном химико-фармацевтическом университете иностранцы могут послушать лекции в режиме реального времени, посмотреть их в записи и пообщаться с преподавателем с помощью специальной интерактивной системы, рассказал ректор Игорь Наркевич. Вопрос с проверкой знаний тоже решили — используется система прокторинга, чтобы можно было установить, что отвечает именно тот студент.
Но всё же определённым вещам научить на расстоянии невозможно — нужно специальное оборудование, лаборатории. Эту часть студентам придётся нагонять, когда они вернутся. В вузе поменяли учебные планы и перенесли практические занятия на более поздний срок, пояснил руководитель вуза.
В Московском финансово-юридическом университете преподаватели тоже успешно обучают студентов онлайн, рассказал ректор Алексей Забелин. С помощью электронной системы студенты могут общаться с преподавателями и между собой, задавать и отвечать на вопросы. Но Забелин всё же надеется, что границы вскоре откроются, и учащиеся вернутся в стены вуза — именно так должно быть построено полноценное образование, считает он.
Дистанционное образование — это и дополнительная нагрузка на преподавателей, отмечает президент Южного федерального университета Марина Боровская. В вузе запустили онлайн-курсы, куда входят лекции и консультации. С одной стороны, это даёт возможность преподавателям и студентам, которые не могут посещать занятия, видеть и слышать друг друга, а с другой — преподавателю приходится налаживать много персональных контактов, что увеличивает объём работы, отметила эксперт.
Оценить результаты удалённого обучения можно будет только через несколько месяцев, считает Боровская. «Одно дело давать лекционный материал, а другое дело — работать по закреплению материала в практических кейсах», — отметила она.
В Российском университете дружбы народов на дистанционный формат перешли не только студенты-иностранцы. Очно занимаются первокурсники, а студенты старших курсов приезжают только на лабораторные практикумы по химии, биологии, физике, а остальное время учатся дистанционно, рассказал ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Олег Ястребов. Правда, большинство иностранных студентов не выезжали из России на летние каникулы. «4 тысячи иностранцев остались жить в кампусе РУДН. Примерно 2,5 тысячи наших студентов находятся за границей. Общая география студентов РУДН охватывает 158 стран», — сообщил он.
Со стороны студентов жалоб на дистанционное образование не поступало, констатировал председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко. Единичные жалобы были только весной, когда из-за пандемии в режим онлайн перешли все вузы. «Студенты жаловались, что где-то только давали задания, а никаких занятий в Zoom или по Skype не проводили, где-то преподаватели вообще не выходили в онлайн. Хотя по документам все отчитывались, что образовательная программа реализуется». Поэтому надо следить, чтобы все учебные заведения предусмотрели максимально наполненные дистанционные программы, пока студенты не смогут приступить к очным занятиям, отметил эксперт.
В свою очередь в Минобрнауки поручили провести индивидуальную работу с каждым иностранцем, чтобы они не чувствовали себя брошенными, отметил Фальков. И заверил, что в министерстве «доходят до каждого вуза» и анализируют, как налажена учёба на расстоянии.
"Дистанционное образование — это не самый хороший вариант. Но ведь эти студенты выехали и учились вторую половину прошлого учебного года. Наши вузы им обеспечили такую возможность. Поэтому мы исходим из того, что они могут обеспечить её и в этом году хотя бы первый месяц-полтора», — отметил министр.