Инклюзивное образование набирает обороты
Татарстан реализует новые принципы в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В Федеральном законе «Об образовании» от 2012 года впервые зафиксировано, что для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашей стране «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования… в том числе посредством инклюзивного образования». Сегодня 183 школы Татарстана являются базовыми центрами для реализации полноценной инклюзивной системы. Парламентское объединение женщин-депутатов «Мэрхэмэт — Милосердие» Госсовета РТ ведёт мониторинг того, как реализуется норма закона в образовательных учреждениях республики.
Инклюзии нужна база
«Инклюзивное образование — дело для всех нас достаточно новое, тем не менее в республике в этом направлении сделано достаточно много, — говорит заместитель председателя Госсовета, руководитель объединения «Мэрхэмэт — Милосердие» Татьяна Ларионова. — Тут надо отметить, что Татарстан является пилотным регионом России по созданию доступной среды, и благодаря этой программе мы смогли многие школы адаптировать под возможности работы с детьми-инвалидами».
Под нужды детей с ОВЗ в регионе адаптированы уже 326 общеобразовательных школ. Там расширили дверные проёмы, построили пандусы, установили поручни по периметру стен. Но, безусловно, это было только первым шагом.
Важным фактором, который облегчил школам внедрение инклюзивных подходов, стало наличие в республике сети детских реабилитационных центров. В своё время именно объединение «Мэрхэмэт» помогло этим центрам провести ремонт, получить необходимое оборудование, отрегулировать вопросы взаимодействия с учебными заведениями, чтобы на время лечения ребёнок не прекращал учёбу. Когда заговорили о необходимости инклюзии, то первые школы, внедряющие новый подход, работали в содружестве именно с этими центрами.
«Скажем, один из первых таких центров для детей с ДЦП появился у нас в Казани на улице Зорге. Рядом с ним находится 78-я школа. Они и раньше сотрудничали — дети из центра посещали внеклассные школьные мероприятия. И школа в нужное время оказалась психологически готова к инклюзии, — рассказывает Татьяна Ларионова. — Для детей, которые там учились, не было нонсенсом, что рядом с ними будут учиться дети-колясочники».
Ещё бы добавить тьюторов…
В целом, по данным Министерства образования и науки РТ, через систему повышения квалификации в вопросах инклюзивной педагогики в республике прошли более 1,5 тысячи учителей и руководителей школ. Это, конечно, не так много, если учесть, что всего в общем образовании у нас трудится больше 30 тысяч человек.Но большей проблемой является то, что в школах не хватает тьюторов — специалистов, которые дополнительно индивидуально работают во время уроков с детьми с ОВЗ. Они — необходимое звено в системе инклюзии, ведь учитель не может обеспечить индивидуальный подход каждому, он должен работать на весь класс.
Через систему повышения квалификации в вопросах инклюзивной педагогики в Татарстане прошли более 1,5 тысячи учителей и руководителей школ
До недавнего времени в школах вообще не были предусмотрены штатные ставки тьюторов. Благодаря постоянным обращениям депутатов в правительство по этой проблеме её частично удалось решить. По крайней мере, поясняет Татьяна Ларионова, вопрос закрыт в тех школах, где созданы ресурсные классы для детей-аутистов (с прошлого учебного года они действуют в пяти казанских школах).
Больше, чем просто учёба
О необходимости дополнительно рассмотреть возможность включения в штатное расписание общеобразовательных школ тьюторов, дефектологов, логопедов говорится в рекомендациях для Минобрнауки, принятых на мартовском выездном заседании объединения «Мэрхэмэт», посвящённом инклюзивному образованию. Заседание прошло на базе лицея №9 города Зеленодольска, который, отмечает Татьяна Ларионова, является примером успешного внедрения инклюзии в массовой школе.
В Зеленодольском районе интерес женщин-депутатов привлёк ещё один интересный опыт. Здесь реабилитацией детей с ОВЗ занимаются на одной из лыжных баз, где разработали для этого специальные лыжи. Сейчас по инициативе депутатов рассматривается вопрос о том, как наладить массовое производство такого спортинвентаря. И это уже следующий шаг по внедрению инклюзии — когда она приходит и в систему дополнительного образования.
«Ведь инклюзия — не самоцель, — констатирует Татьяна Ларионова. — Суть в том, чтобы здоровые дети и дети-инвалиды были вместе везде — в школе, в лагере, на сцене, на спортивной площадке. Чтобы они с детства чувствовали себя равными со всеми и во всём».