Кто изобрел штрих-код
3 апреля 1973 года был изобретён штриховой код (штрих-код), который положил начало автоматизации процесса учёта и отпуска товаров. Авторами изобретения являются Бернард Силвер и Норманн Джозеф Вудленд.
Сегодня штрих-код — своего рода ключ, дающий необходимую информацию о каждом товаре, как профессионалам, так и потребителям. И его нанесение на продукцию является обязательным условием для всех производителей.
Полвека назад вести учёт продукции пытались с помощью перфокарт. Но это было крайне неудобно, так как считывающее оборудование представляло собой машины гигантских размеров и стоило невероятно дорого.
1948 году аспирант Дрексельского института технологии в городе Филадельфия Бернард Силвер разработал маркировку товаров, которая наносилась светящимися чернилами. Однако первый сконструированный образец был ненадежным и слишком дорогим, и Силвер решил его усовершенствовать.
Уже через несколько месяцев работы он, совместно со своим другом Норманом Джозефом Вудлендом, создал линейный штрих-код, который базировался на двух технологиях кодирования: звуковых треков к кинофильмам и азбуке Морзе. Последняя стала прототипом отображения нового кода — вытянутые вниз точки и тире выглядели как рисунок, похожий на последовательность черных широких и узких линий, разделявшихся белыми пробелами. Метод озвучивания кинофильмов лёг в основу процесса считывания штрих-кода.
В 1949 году друзья запатентовали свое изобретение, а через два года Вудленд получил приглашение поработать в IBM, и уже там они вновь вместе приступили к конструированию теперь уже считывающего данный код устройства. Применить свои наработки им удалось лишь в конце 1960-х годов, с появлением и распространением лазеров и компьютеров.
В отличие от современных, первые штрих-коды были круглыми — привычные нам толстые и тонкие линии были замкнуты в окружность. Это было сделано для того, чтобы уменьшить ошибки во время считывания, а этикетку к сканеру можно было подносить под любым углом. Впервые система нанесения и считывания кругообразного штрих-кода с использованием сканирующей лазерной установки была продемонстрирована весной 1971 года на одном из саммитов крупных деятелей торговли в США.
Вскоре система была протестирована в одном из магазинов Цинциннати. Тогда же выявили первые проблемы кругообразного штрих-кода. Выяснилось, что считывать данные невозможно, если чернильные круги при печати съезжают в сторону. В итоге компания IBM предложила UPC-код («Universal Product Code») в виде линейных символик штрихового кода. Его разработчиками стали всё тот же Норманн Вудленд и сотрудник IBM Джордж Лаурер.
Читайте также:
• День 3 апреля в истории • День рождения скотча — липкой ленты • День рождения автомобиля
3 апреля 1973 года объединенный съезд представителей торговых сетей (NAFC) утвердил окончательный вариант прямого штрих-кода UPS (Universal Product Code) как новый стандарт маркировки товаров. А первым товаром, который был продан по штрих-коду, стала жевательная резинка.
Повсеместно штрих-код стали использовать с 1974 года. В Западной Европе с 1977 года для идентификации потребительских товаров применяют аналогичную систему под названием «Европейский артикул» (EAN — European Article Numbering). Сегодня без черных полосок не сможет работать ни один крупный супермаркет, ведь промаркированный штрих-кодом товар или продукт легко идентифицировать, что значительно облегчает обслуживание покупателя.
В настоящее время чаще используется штрих-код EAN-13, записанный с помощью полос разной толщины и с помощью 13 цифр. Этим кодом маркируется 80% продукции в мире. Кстати, первые две (или три) цифры в коде обозначают страну — изготовитель товара. Например, код России, как производителя товара — 460 и 461.