Все о пенсиях в России

15:18В страховой стаж многодетных засчитают период ухода за каждым ребенком

вчераОтставные военные смогут получать пенсии цифровыми рублями

два дня назадДепутат Анатолий Аксаков рассказал, когда пенсии будут получать цифровыми рублями

«Гражданские молитвы», здравицы и марши: как менялись гимны России

Шостакович и Хачатурян едва не стали авторами главной песни страны

14.12.2023 00:00

Автор: Мария Кузнецова

«Гражданские молитвы», здравицы и марши: как менялись гимны России
  © Сергей Гунеев/РИА Новости

Россия — один из лидеров по числу гимнов в истории страны. Все они были своеобразным зеркалом и живым символом определенной эпохи. Гимны традиционно сменяли друг друга под Новый год. Так, «Боже, царя храни!» впервые публично исполнили в Большом театре 18 декабря 1833 года, гимн Советского Союза утвердили постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) 14 декабря 1943 года, а его обновленную версию — современный гимн России — закрепили федеральным законом, который вступил в силу 27 декабря 2000 года.

Христианские прообразы

То, что гимны менялись под Новый год, — это, похоже, не случайное совпадение, считает писатель, историк и культуролог Константин Ковалев-Случевский. «За всю историю у нас было около десяти гимнических песен, включая самые ранние прообразы, пожалуй, больше, чем в других государствах. Но самые «долгоиграющие» гимны были действительно утверждены под Новый год».

Прообразом российских гимнов были духовные песнопения. Самое известное — гимническая мелодия «Многая лета», она использовалась при царе Алексее Михайловиче до 1676 года. С появлением регулярной армии важнейшим музыкальным жанром страны стал марш. Знаменитый марш Преображенского полка появился при Петре I и исполнялся не только в день побед полка, но и на и коронациях и посольских приемах.

«На этот прекрасный марш было написано несколько текстов. Они менялись, а мелодия — нет. И в появившихся позже официальных гимнах музыка тоже является своеобразным фундаментом, ее, в отличие от текста, не редактировали», — пояснил историк.

Константин Ковалев-Случевский. © Александр Натрускин/РИА Новости

При Екатерине II в честь взятия крепости Измаил в Русско-турецкой войне Гавриил Державин написал стихи, а Осип Козловский — полонез, так появился в общем-то первый неофициальный гимн страны «Гром победы раздавайся!». Он использовался и как танец и был, по сути, дворянским гимном.

С восшествием на престол Павла I, который отрицательно относился ко многим начинаниям матери, гимн перестали исполнять в официальной обстановке, и он был вытеснен национальным духовным гимном «Коль славен наш Господь в Сионе» Бортнянского и Хераскова.

Появление первого официального гимна России связано с победой в войне 1812 года. Гимн союзника, Великобритании, стал объектом особого внимания, и в 1814 году Василий Жуковский создал текст, который позднее назвали «Молитва русских». Он начинался словами «Боже, царя храни», как рассказал Ковалев-Случевский, «взятыми не у британцев, а из библейского псалма». Он же отметил, что около 20 стран использовали тогда мотив гимна Генри Кэри «God save the King».

«Когда отношения с Великобританией ухудшились, Николай I поручил сочинить свой, российский гимн придворному композитору, скрипачу Алексею Львову, который считал, что нужно создать музыку величественную, достойную, народную, чтобы ее приняли все слои общества. Львов долго размышлял, а написал на одном дыхании за пять минут. Потом Жуковский положил на эту музыку новые стихи, которые тоже начинались с «Боже, царя храни», оставив при этом только один куплет. Этот текст назвали «Молитва русского народа», — рассказал историк.

От молитвы к революции

Гимн «Боже, царя храни», состоящий из шести строк, одна из которых повторяется, утвердили 18 декабря 1833 года и впервые публично исполнили в Большом театре. Зал тогда встал в едином порыве, гимн повторяли несколько раз.

«Этот гимн просуществовал 83 года, до 1917-го — самый длительный период из всех российских и советских гимнов», — уточнил Ковалев-Случевский.

После революции в 1917 году гимн-молитву сразу же упразднили, однако попытки создать новую песнь, объединившую бы общество, долго не могли увенчаться успехом. Гимн Временного правительства под названием «Рабочая Марсельеза» с французской музыкой и русским, достаточно агрессивным текстом революционера Петра Лаврова, в котором предлагалось отречься «от старого мира», отряхнуть «его прах с наших ног», просуществовал меньше года.

Когда к власти пришли большевики, у них был свой гимн — «Интернационал». Марш Пьера Дегейтера со словами Эжена Потье в переводе Абрама Коца: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов», был гимном СССР и партийным гимном до 1944 года. В нем, считает Ковалев-Случевский, и сильная мелодия, и текст, мощно действующий на психику. Старый мир до основания разрушен, «мы наш мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем», — этими словами народ вдохновлялся почти 20 лет.

«Потом «Интернационал» спекся — нельзя же бесконечно разрушать мир. Поэтому, чтобы не отпугнуть союзников, при Сталине начали работать над новым гимном. В 1939 году на съезде был принят гимн партии большевиков на музыку будущего гимна СССР. Сталин очень благоволил Александрову. Тот окончил регентские курсы в Придворной капелле, учился в консерватории, был последним регентом храма Христа Спасителя, но при этом носил военный мундир», — отметил историк.

Мощная здравица

Неофициальный «Гимн партии большевиков», авторами которого были композитор Александр Александров и поэт Василий Лебедев-Кумач, очень полюбился Сталину и регулярно исполнялся на съездах ВКП(б) и КПСС. Его первый куплет расставляет приоритеты довольно однозначно: «Страны небывалой свободные дети, / Сегодня мы гордую песню поем / О партии самой могучей на свете, / О самом большом человеке своем».

Однако в 1943 году, в самый разгар войны был объявлен конкурс на создание нового гимна. Материалы этого конкурса до сих пор хранятся в фонде Российского национального музея музыки.

«В конкурсе участвовали 165 композиторов, таких как Шостакович, Дунаевский, Хачатурян, Хренников, Блантер, они представили 223 варианта музыки гимна. 42 поэта, в числе которых были Демьян Бедный, Константин Симонов, Ольга Берггольц тоже предлагали по несколько вариантов текста. Сталин лично принял решение и выбрал новый гимн СССР», — рассказал нашему изданию гендиректор музея, член Общественной палаты заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.

Ковалев-Случевский добавил, что в этом конкурсе с большим отрывом лидировала пара Шостакович — Хачатурян, но «потом пришел Сталин и сказал: Александров». Так гимн партии большевиков стал гимном СССР. Его прослушивание состоялось в Большом театре.

Поэт Сергей Михалков в своей книге «Я был советским писателем» рассказал, как создавал «гражданскую молитву народа» со своим другом, журналистом и писателем Габриэлем Урекляном, выступавшим под псевдонимом Эль-Регистан. Услышав о конкурсе, они первым делом заглянули в энциклопедию, чтобы узнать определение гимна, и в Конституцию, а стихотворный размер позаимствовали у Лебедева-Кумача в гимне большевиков. 30-летний Михалков сочинял, Эль-Регистан «вносил предложения и редактировал формулировки». Когда на их вариант обратил внимание Сталин, доработка гимна заняла еще несколько месяцев, в частности, по личной просьбе отца народов добавили куплет о Красной Армии. Последние исправления делали уже в Кремле.

«В ночь на новый, 1944 год по Всесоюзному радио прозвучал новый Гимн Советского Союза. Он прозвучал мощной здравицей в честь советского народа, армия которого освобождала оккупированную территорию и ломала хребет фашизму», — вспоминал Михалков.

Этот поэт оказался единственным в мире, кто написал тексты трех государственных гимнов своей страны, причем в разные исторические эпохи.

Так в декабре 1943-го рождался советский гимн: композитор Александр Александров (в центре) и два военных корреспондента – писатель Эль-Регистан и поэт Сергей Михалков/ © Ефим Тихонов/ТАСС

«Все решали не связи и даже не удача, а политическая воля главы государства — во всех трех случаях! — и верное понимание мною того, что именно в данную историческую эпоху должна выражать «гражданская молитва народа». А именно так в энциклопедиях характеризуется жанр гимна», — подчеркнул в своей книге Михалков.

От торжества коммунизма к Богу

До 1954 года «гражданская молитва» восхваляла не только Ленина, но и Сталина: «Нас вырастил Сталин — на верность народу, / На труд и на подвиги нас вдохновил…». Новую версию, подготовленную Сергеем Михалковым после смерти вождя, знает наизусть большинство ныне живущих россиян. Гимн про «партию Ленина — силу народную», которая «нас к торжеству коммунизма ведет», просуществовал до 1990 года.

Патриотическая песнь Глинки, которая участвовала в конкурсе гимнов еще в 1917 году, стала главным музыкальным произведением страны почти на 10 лет.

«В 1990-м гимн Глинки устраивал всех — он не тянул за собой воспоминания о сталинских временах, а был связан с русской музыкой и историей, кроме того, принадлежал перу великого композитора», — объяснил Ковалев-Случевский.

Среди поэтов объявили конкурс, но из тысяч вариантов подходящий так и не выбрали. Некоторые даже утверждали, что этот мотив для слов неудачный. Однако еще в 1947 году к 800-летию Москвы поэт Алексей Машистов положил на него слова и долгое время это был гимн Москвы. Тем не менее гимн без слов можно считать символом эпохи 1990-х, подчеркнул историк.

Исполнение Государственного гимна в Госдуме под телесуфлер. © Владимир Федоренко/РИА Новости

С приходом новой власти, после десятилетнего перерыва музыка Александрова с очередным текстом Михалкова про «священную нашу державу» и с «Богом» с большой буквы вновь стала одним из главных символов государства.

Государственный гимн Российской Федерации исполняется:

- при вступлении в должность президента, руководителей органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления;

- при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессий Государственной Думы;

- во время официальной церемонии подъема Государственного флага и церемоний встреч и проводов посещающих Россию с официальными визитами глав, премьер-министров и представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций;

- во время проведения воинских ритуалов;

- при открытии памятников и памятных знаков, установленных по решению государственных органов и органов местного самоуправления (дополнение 2013 года);

- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и муниципальным праздникам (дополнение 2013 года);

- в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года, а также во время торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам (дополнение 2013 года);

- в иных случаях во время торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями;

- при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории Российской Федерации и за ее пределами.

При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.

(Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»).

Читайте также:

• Госсимвол детям не игрушка!