«Гражданские молитвы», здравицы и марши: как менялись гимны России
Шостакович и Хачатурян едва не стали авторами главной песни страны
Россия — один из лидеров по числу гимнов в истории страны. Все они были своеобразным зеркалом и живым символом определенной эпохи. Гимны традиционно сменяли друг друга под Новый год. Так, «Боже, царя храни!» впервые публично исполнили в Большом театре 18 декабря 1833 года, гимн Советского Союза утвердили постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) 14 декабря 1943 года, а его обновленную версию — современный гимн России — закрепили федеральным законом, который вступил в силу 27 декабря 2000 года.
Христианские прообразы
То, что гимны менялись под Новый год, — это, похоже, не случайное совпадение, считает писатель, историк и культуролог Константин Ковалев-Случевский. «За всю историю у нас было около десяти гимнических песен, включая самые ранние прообразы, пожалуй, больше, чем в других государствах. Но самые «долгоиграющие» гимны были действительно утверждены под Новый год».
Прообразом российских гимнов были духовные песнопения. Самое известное — гимническая мелодия «Многая лета», она использовалась при царе Алексее Михайловиче до 1676 года. С появлением регулярной армии важнейшим музыкальным жанром страны стал марш. Знаменитый марш Преображенского полка появился при Петре I и исполнялся не только в день побед полка, но и на и коронациях и посольских приемах.
«На этот прекрасный марш было написано несколько текстов. Они менялись, а мелодия — нет. И в появившихся позже официальных гимнах музыка тоже является своеобразным фундаментом, ее, в отличие от текста, не редактировали», — пояснил историк.
При Екатерине II в честь взятия крепости Измаил в Русско-турецкой войне Гавриил Державин написал стихи, а Осип Козловский — полонез, так появился в общем-то первый неофициальный гимн страны «Гром победы раздавайся!». Он использовался и как танец и был, по сути, дворянским гимном.
С восшествием на престол Павла I, который отрицательно относился ко многим начинаниям матери, гимн перестали исполнять в официальной обстановке, и он был вытеснен национальным духовным гимном «Коль славен наш Господь в Сионе» Бортнянского и Хераскова.
Появление первого официального гимна России связано с победой в войне 1812 года. Гимн союзника, Великобритании, стал объектом особого внимания, и в 1814 году Василий Жуковский создал текст, который позднее назвали «Молитва русских». Он начинался словами «Боже, царя храни», как рассказал Ковалев-Случевский, «взятыми не у британцев, а из библейского псалма». Он же отметил, что около 20 стран использовали тогда мотив гимна Генри Кэри «God save the King».
«Когда отношения с Великобританией ухудшились, Николай I поручил сочинить свой, российский гимн придворному композитору, скрипачу Алексею Львову, который считал, что нужно создать музыку величественную, достойную, народную, чтобы ее приняли все слои общества. Львов долго размышлял, а написал на одном дыхании за пять минут. Потом Жуковский положил на эту музыку новые стихи, которые тоже начинались с «Боже, царя храни», оставив при этом только один куплет. Этот текст назвали «Молитва русского народа», — рассказал историк.
От молитвы к революции
Гимн «Боже, царя храни», состоящий из шести строк, одна из которых повторяется, утвердили 18 декабря 1833 года и впервые публично исполнили в Большом театре. Зал тогда встал в едином порыве, гимн повторяли несколько раз.
«Этот гимн просуществовал 83 года, до 1917-го — самый длительный период из всех российских и советских гимнов», — уточнил Ковалев-Случевский.
После революции в 1917 году гимн-молитву сразу же упразднили, однако попытки создать новую песнь, объединившую бы общество, долго не могли увенчаться успехом. Гимн Временного правительства под названием «Рабочая Марсельеза» с французской музыкой и русским, достаточно агрессивным текстом революционера Петра Лаврова, в котором предлагалось отречься «от старого мира», отряхнуть «его прах с наших ног», просуществовал меньше года.
Когда к власти пришли большевики, у них был свой гимн — «Интернационал». Марш Пьера Дегейтера со словами Эжена Потье в переводе Абрама Коца: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов», был гимном СССР и партийным гимном до 1944 года. В нем, считает Ковалев-Случевский, и сильная мелодия, и текст, мощно действующий на психику. Старый мир до основания разрушен, «мы наш мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем», — этими словами народ вдохновлялся почти 20 лет.
«Потом «Интернационал» спекся — нельзя же бесконечно разрушать мир. Поэтому, чтобы не отпугнуть союзников, при Сталине начали работать над новым гимном. В 1939 году на съезде был принят гимн партии большевиков на музыку будущего гимна СССР. Сталин очень благоволил Александрову. Тот окончил регентские курсы в Придворной капелле, учился в консерватории, был последним регентом храма Христа Спасителя, но при этом носил военный мундир», — отметил историк.
Мощная здравица
Неофициальный «Гимн партии большевиков», авторами которого были композитор Александр Александров и поэт Василий Лебедев-Кумач, очень полюбился Сталину и регулярно исполнялся на съездах ВКП(б) и КПСС. Его первый куплет расставляет приоритеты довольно однозначно: «Страны небывалой свободные дети, / Сегодня мы гордую песню поем / О партии самой могучей на свете, / О самом большом человеке своем».
Однако в 1943 году, в самый разгар войны был объявлен конкурс на создание нового гимна. Материалы этого конкурса до сих пор хранятся в фонде Российского национального музея музыки.
«В конкурсе участвовали 165 композиторов, таких как Шостакович, Дунаевский, Хачатурян, Хренников, Блантер, они представили 223 варианта музыки гимна. 42 поэта, в числе которых были Демьян Бедный, Константин Симонов, Ольга Берггольц тоже предлагали по несколько вариантов текста. Сталин лично принял решение и выбрал новый гимн СССР», — рассказал нашему изданию гендиректор музея, член Общественной палаты заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.
Ковалев-Случевский добавил, что в этом конкурсе с большим отрывом лидировала пара Шостакович — Хачатурян, но «потом пришел Сталин и сказал: Александров». Так гимн партии большевиков стал гимном СССР. Его прослушивание состоялось в Большом театре.
Поэт Сергей Михалков в своей книге «Я был советским писателем» рассказал, как создавал «гражданскую молитву народа» со своим другом, журналистом и писателем Габриэлем Урекляном, выступавшим под псевдонимом Эль-Регистан. Услышав о конкурсе, они первым делом заглянули в энциклопедию, чтобы узнать определение гимна, и в Конституцию, а стихотворный размер позаимствовали у Лебедева-Кумача в гимне большевиков. 30-летний Михалков сочинял, Эль-Регистан «вносил предложения и редактировал формулировки». Когда на их вариант обратил внимание Сталин, доработка гимна заняла еще несколько месяцев, в частности, по личной просьбе отца народов добавили куплет о Красной Армии. Последние исправления делали уже в Кремле.
«В ночь на новый, 1944 год по Всесоюзному радио прозвучал новый Гимн Советского Союза. Он прозвучал мощной здравицей в честь советского народа, армия которого освобождала оккупированную территорию и ломала хребет фашизму», — вспоминал Михалков.
Этот поэт оказался единственным в мире, кто написал тексты трех государственных гимнов своей страны, причем в разные исторические эпохи.
«Все решали не связи и даже не удача, а политическая воля главы государства — во всех трех случаях! — и верное понимание мною того, что именно в данную историческую эпоху должна выражать «гражданская молитва народа». А именно так в энциклопедиях характеризуется жанр гимна», — подчеркнул в своей книге Михалков.
От торжества коммунизма к Богу
До 1954 года «гражданская молитва» восхваляла не только Ленина, но и Сталина: «Нас вырастил Сталин — на верность народу, / На труд и на подвиги нас вдохновил…». Новую версию, подготовленную Сергеем Михалковым после смерти вождя, знает наизусть большинство ныне живущих россиян. Гимн про «партию Ленина — силу народную», которая «нас к торжеству коммунизма ведет», просуществовал до 1990 года.
Патриотическая песнь Глинки, которая участвовала в конкурсе гимнов еще в 1917 году, стала главным музыкальным произведением страны почти на 10 лет.
«В 1990-м гимн Глинки устраивал всех — он не тянул за собой воспоминания о сталинских временах, а был связан с русской музыкой и историей, кроме того, принадлежал перу великого композитора», — объяснил Ковалев-Случевский.
Среди поэтов объявили конкурс, но из тысяч вариантов подходящий так и не выбрали. Некоторые даже утверждали, что этот мотив для слов неудачный. Однако еще в 1947 году к 800-летию Москвы поэт Алексей Машистов положил на него слова и долгое время это был гимн Москвы. Тем не менее гимн без слов можно считать символом эпохи 1990-х, подчеркнул историк.
С приходом новой власти, после десятилетнего перерыва музыка Александрова с очередным текстом Михалкова про «священную нашу державу» и с «Богом» с большой буквы вновь стала одним из главных символов государства.
Государственный гимн Российской Федерации исполняется:
- при вступлении в должность президента, руководителей органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления;
- при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессий Государственной Думы;
- во время официальной церемонии подъема Государственного флага и церемоний встреч и проводов посещающих Россию с официальными визитами глав, премьер-министров и представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций;
- во время проведения воинских ритуалов;
- при открытии памятников и памятных знаков, установленных по решению государственных органов и органов местного самоуправления (дополнение 2013 года);
- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и муниципальным праздникам (дополнение 2013 года);
- в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года, а также во время торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам (дополнение 2013 года);
- в иных случаях во время торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями;
- при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории Российской Федерации и за ее пределами.
При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.
(Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»).
Читайте также: