Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Госуслуги сделают светлее не каждый дом

Электросетевым компаниям оставили возможность не принимать заявки на техприсоединения в режиме «единого окна»

11.04.2022 16:28

Автор: Дмитрий Литвинов

Госуслуги сделают светлее не каждый дом
  © АГН Москва

В конце марта в силу вступило постановление Правительства, по которому граждане могут подавать заявки на подключение домов и дач к электросетям через портал госуслуг. Но только если ресурсоснабжающая организация обладает такой возможностью. Спрос на техприсоединения высокий, а новые правила должны сделать их еще доступнее, в чем, считают эксперты «Парламентской газеты», поставщики не сильно заинтересованы.

Проблема, с которой мы столкнулись

Постановление кабмина коснулось как граждан, строящих дачные или жилые дома, так и строительных компаний, возводящих жилые, социальные, промышленные и другие объекты. Раньше, чтобы подключиться к электричеству, они должны были обратиться непосредственно в офис ресурсоснабжающей организации или заполнить заявку на ее сайте. По новым правилам появилась дополнительная возможность сделать это через портал госуслуг. После обработки запроса энергокомпанией заявитель должен получить в личном кабинете электронные версии документов о присоединении к электрическим сетям. Такое сообщение было опубликовано 15 марта на сайте кабмина.

Однако те, кто решили воспользоваться новой услугой на сайте, сделать этого пока не смогли. Читатели «Парламентской газеты» написали, что декларируемая опция недоступна. В правительственном постановлении указано, что она может быть предоставлена лишь «в случае обеспечения сетевой организацией… возможности реализации прав и обязанностей заявителей… с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Наличие такой возможности человек должен уточнять сам, а пока поисковый робот госуслуг по запросам «подключение электричества» и «техприсоединение к электросетям» не дает внятных ответов, выдавая лишь сообщение: «Уточните категорию проблемы, с которой вы столкнулись». Администрация портала в официальном сообществе во «ВКонтакте» подтвердила, что услуга не предоставляется.

Функционал портала госуслуг для россиян будет расширен

Из числа исключений

Процедуру технологического присоединения к инженерным сетям упростили в 2020 году — тогда в связи с пандемией людям разрешили подавать заявки не только в офисе и почтой, но и через сайты электросетевых организаций. Крупнейшая в стране энергетическая компания «Россети» запустила портал электросетевых услуг, где в том числе можно оформить заявку на техприсоединение. После этого на сайте появляется личный кабинет пользователя, где можно отслеживать статус услуги, отправлять и получать необходимые документы.

Технологическое присоединение не является государственной услугой, а предоставляется организациями различных форм собственности, напомнила замглавы думского Комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

«Эти структуры — мастера делать для себя исключения. Например, с этого года энергетики обязаны устанавливать «умные» электросчетчики, но они появляются не везде, а ответственности за их отсутствие не предусмотрено, — рассказала «Парламентской газете» депутат. — Пункт о наличии возможности принять заявку на техприсоединение — из числа таких «исключений». Технических трудностей сделать это на портале госуслуг я не вижу».

Технологическое присоединение стоит 550 рублей, в стоимость входит установка щита учета и счетчика. Потребителю придется потратиться только на кабель от ближайшей опоры до точки присоединения в доме и некоторые расходники.

Читайте также:

• Как подключить дачу к электросети

Услуга техприсоединения всегда популярна, а ее низкая стоимость не покрывает расходов электросетевых организаций, сказала Светлана Разворотнева.

«Возможно, поэтому они не спешат принимать заявки еще и на госуслугах, — отметила она. — Спрос и так превышает предложение, а дополнительные удобства только его стимулируют».

Еще один момент, о котором не стоит забывать: на портале госуслуг человек обменивается данными с государством, а отправляя сведения на сайт электросетевой компании — с частной организацией. С точки зрения сохранности данных и безопасности предпочтительнее, пожалуй, первый вариант.