Государственный университет управления на дистанте
Образование в условиях изоляции
Основное следствие пандемии коронавируса CoVID-19: перевод ключевых процессов деятельности человека в цифровую среду. Домашний офис, покупки онлайн, оформление документов, получение образования — всё это сегодня осуществляется дистанционно. Причём традиционные университеты из-за пандемии вынужденно ускорили цифровизацию и перешли в онлайн формат. Для Государственного университета управления такой переход произошёл беспроблемно: в университете уже была готовая инфраструктура и использован гибкий подход к внедрению инноваций.
Тренды
В ГУУ переход на дистанционное обучение начался давно. В университете разработаны программы, которые полностью или частично включают обучение онлайн: программы повышения квалификации, курсы, очно-заочная и заочная формы обучения.
Другой, но не менее важный тренд — экспорт и импорт образования. Сегодня студенты могут прослушать лекции и пройти курс во многих университетах мира. ГУУ, Гарвард, MIT, Оксфорд активно выпускают курсы по различным направлениям подготовки. Кроме того, сейчас достаточно много различных платформ для интегрирования в учебный процесс, например «Открытое образование», Лекториум, Coursera. Основные функции университета при таком подходе — обеспечивать доступ к ресурсам и поощрять студентов в получении профессиональных навыков онлайн. ГУУ также идёт по такому вектору развития. В университете функционирует вебинарная комната, которая позволяет в один клик провести в формате онлайн лекции, курсы семинары.
Управление
Строить собственную цифровую инфраструктуру университет начал два года назад в рамках программы инновационного развития ГУУ и связан этот период с назначением Ивана Лобанова ректором. Поэтому 16 марта с технической точки зрения переход на дистанционное обучение удалось перевести оперативно.
У каждого студента и преподавателя есть доступ в «Личный кабинет». Это основная информационно-образовательная среда, которая позволяет вести дистанционно образовательные программы, коммуницировать между собой и обращаться в онлайн-деканат по различным вопросам. Университет постоянно совершенствует систему, переводя в неё процессы, которые можно оцифровать.
Нельзя сказать, что управление университетом полностью перешло в онлайн-формат, оперативная административная команда во главе с ректором Лобановым решает неотложные вопросы на месте.
Однако в связи с переходом на дистант и вынужденными нерабочими днями и в соответствии с задачами, поставленными ректором ГУУ перед научно-педагогическим коллективом вуза, работы по текущим и перспективным проектам не замерли, все бизнес-процессы протекают без сбоев, в удалённом режиме, посредством цифровых средств связи, в ежедневном режиме проводятся онлайн-совещания и обмен оперативной информацией.
Жизнь университета в период пандемии
Следуя трендам, ГУУ оказался готов к переходу на дистанционное обучение без ущерба. Переведя в считаные часы весь образовательный процесс в дистанционный формат, и по истечении двух недель можно сделать первые выводы:
Качественное образование можно получить дистанционно. При профессиональном подходе к формированию учебного плана можно подобрать эффективную стратегию в подготовке кадров по разным направлениям. Помимо того, что студенты ГУУ занимаются по программам, разработанным преподавателями университета, они также имеют возможность «посетить» курсы в ведущих университетах мира. Для этого был составлен список и открыт доступ к рекомендованным курсам по специальности. При этом преподаватели ГУУ остаются на связи со студентами, чтобы объяснить сложную тему, проконсультировать по различным вопросам и помочь в исследованиях.
Наука онлайн. Вы серьёзно? Да, серьёзно!
И вот пример. Именно в условиях дистанционного, удалённого формата в настоящее время получила продолжение успешно завершённая специалистами Центра цифровых технологий управления Института информационных систем Государственного университета управления научно-исследовательская работа в интересах Министерства транспорта Российской Федерации и федерального автономного учреждения «Российский дорожный научно-исследовательский институт» по теме: «Разработка Концепции создания полигона по апробации технологий взаимодействия «беспилотное транспортное средство — дорожная инфраструктура», с учётом угроз безопасности для интеллектуальных транспортных систем и беспилотных транспортных средств. Разработка системного проекта создания полигона» в части, касающейся обеспечения информационной безопасности беспилотного движения. Эксперты Центра начали предварительные работы по разработке проектов национальных стандартов «Интеллектуальные транспортные системы. Информационная безопасность. Терминология» и «Интеллектуальные транспортные системы. Информационная безопасность. Надёжность обмена данными между инфраструктурой и автомобилем».
Проектируемые стандарты должны стать базовыми элементами всей структуры информационной безопасности будущего беспилотного транспорта в Российской Федерации, определить особенности терминологии информационной безопасности и защиты критической информационной инфраструктуры в контексте использования этих понятий для интеллектуальных транспортных систем в интересах всех участников процесса, а также определить требования к интерфейсу безопасного информационного взаимодействия технологической платформы «высокоавтоматизированное транспортное средства — интеллектуальная дорожная инфраструктура».
«Эффект присутствия» онлайн
В теории коммуникаций распространён тезис: пользователь выбирает канал коммуникации, который максимально покроет его потребности. Одна из самых приятных функций университета для студентов — социальная. Когда студенты перешли в онлайн, у них появились ограничения, связанные с межличностным взаимодействием. Для решения этой проблемы студенты и преподаватели ГУУ «притянули» к цифровой инфраструктуре университета сторонние технологические возможности, чтобы минимизировать возникшие неудобства и сократить дистанцию. Среди самых популярных и удобных приложений оказались Skype, Zoom и Discord.
В теории коммуникаций распространён тезис: пользователь выбирает канал коммуникации, который максимально покроет его потребности.
Студенческая жизнь может существовать не только офлайн. В ГУУ активно функционируют студенческие сообщества. Молодёжь адаптируется к изменениям и ищет пути для достижения своих целей. В ГУУ впервые прошли электронные выборы в студсоветы институтов, при помощи онлайн-платформы для голосования Polys. Для выпуска журнала «Ответ на вызовы современности» кафедры ЮНЕСКО была проведена Digital-планёрка.
Как показывает практика, переход на дистанционное обучение в экстренных ситуациях может не отличаться от классического образования. ГУУ, помимо имеющейся цифровой инфраструктуры, проявил гибкость при внедрении инновации, тем самым сократив время на «принятие» нового подхода среди студентов и преподавателей.
Канке Алла Анатольевна
директор Высшей школы бизнеса ГУУ