Государственный надзор и муниципальный контроль урегулируют законом
Тема: Пленарное заседание Госдумы 21 июля 2020 года
Государственная Дума 21 июля приняла во втором чтении законопроект, оптимизирующий систему отношений, связанных с организацией и осуществлением государственного надзора и муниципального контроля.
Документ предлагает осуществлять госконтроль лишь в том случае, если негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований оказывается недостаточно. В связи с этим предлагается закрепить широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. Например, информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций, осуществление консультирования, профилактическое сопровождение или самообследование, профилактический визит и иные мероприятия.
Участие в подобных мероприятиях для контролируемых лиц будет правом, а не обязанностью. При осуществлении государственного или муниципального контроля приоритетным должно быть проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
В качестве дополнительного механизма, обеспечивающего перевод контрольно-надзорной деятельности в формат стимулирования добросовестного поведения контролируемых лиц, предлагается использовать добровольное принятие негосударственных форм контроля и независимой оценки соблюдения обязательных требований. Это поможет исключить проведение плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по соответствующему предмету контроля, говорится в пояснительной записке.
Определяется перечень грубых нарушений со стороны контролирующих органов, при совершении которых возможно признать результаты контрольно-надзорных мероприятий недействительными.
Законопроектом предусматривается детальное регулирование процедуры осуществления контроля. Вводится понятие контрольно-надзорного производства, в этой связи действия инспектора и других участников должны иметь процессуальное обоснование и совершаться в определённых процессуальных формах.
Ко второму чтению профильный Комитет Госдумы по контролю и Регламенту уточнил, что нормы закона о государственном и муниципальном контроле в случае его принятия вступят в силу с 1 июля 2021 года. А положения о видах регионального государственного контроля и о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. Также было уточнено, что Правительство РФ будет обязано направлять сводный доклад о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ в Госдуму и Совет Федерации, а также размещать его для всеобщего сведения на своём официальном сайте. Поправки гласят, что Правительство должно предоставлять доклад в парламент ежегодно, не позднее 1 июля. Эта норма закона вступит в силу с 1 января 2022 года.