«Государственный человек XVII века»
Дипломат, политический и государственный деятель Московской Руси Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1606-1680)
Так о феномене времени, «самом замечательном из московских государевых людей», о дипломате, политическом и государственном деятеле Московской Руси Афанасии Лаврентьевиче Ордине-Нащокине (1606-1680), писал известный российский историк В.О. Ключевский.
В номерах 9,10 «РФ Сегодня» за 2013 год опубликованы статьи сенатора Виктора Лопатникова «Русский Ришелье», «Современность узнает себя в зеркале прошлого». В них отражены основные этапы служения А.Л.Ордина-Нащокина. Вопросу о том, что явилось причиной разглядеть в Ордине-Нащокине достоинства, присущие видному государственному деятелю Франции кардиналу Ришелье (1585-1642), посвящена очередная работа нашего постоянного автора/
Теперь трудно установить, кто, когда и при каких обстоятельствах прировнял Ордина-Нащокина к Ришелье. Говорили, будто повелось это от шведских дипломатов, которым Нащокин был известен с 1642 года, когда занимался проблемами пограничного размежевания. Ему было поручено вести дело о возврате земель, удерживаемых шведами после заключения Столбовского мира (1631). В ходе изматывающих переговоров шведы впервые столкнулись с личностью, способной говорить с ними на равных, а в чем-то даже и превосходить их. И далее, в 40-50-е годы, служба Нащокина на западных рубежах сопровождалась вовлеченностью как в военное, так и в дипломатическое противостояние с северным соседом. С тех пор для шведов Нащокин стал главным раздражителем, неудобным партнером по переговорам. Заключенное после трехлетней войны в Вилиесари российско-шведское перемирие (1658) — безусловная заслуга Ордина-Нащокина. Своим упорством и силой убеждения ему, пусть на время, но удалось приблизить решение проблемы доступа Московии к Балтийскому побережью. Московская Русь, убеждал он шведских переговорщиков, ведет войну с одной только целью — восстановление исторической справедливости. «Швеция, пользуясь несчастными обстоятельствами Руси, насильно отторгла у нее земли» (В.О. Ключевский), оттеснив русское государство от берегов Балтики и прямых торговых связей с Европой. Это обстоятельство будет неизменно ставить перед русскими вопрос о возвращении на исходные рубежи, о преодолении препятствий на этом пути. Не лучше ли решить этот вопрос теперь, путем мирных переговоров, когда для этого сложились условия, или шведам и дальше пребывать в ожидании очередной войны, которая неизбежно начнется, как только Русь соберется с силами?
Ордин-Нащокин выбивался из общего ряда государевых людей того времени. Производя впечатление честного и прямодушного человека, Нащокин поражал своей убежденностью, упорством, неожиданными изгибами мысли. Он обращал на себя внимание своей неординарностью, отличался живостью ума, умением строить диалог. К тому же владел иностранными языками. Помимо всего, был неподкупен. «Наихитрейшая лисица, — мастер своеобразных и неожиданных политических построений» (В.О. Ключевский. Соч. в 9 томах. Т. 3, 1988, стр. 315) — он умел разгадывать замыслы противника, не допускал промахов. И все же существовала ли иная, более глубокая причина видеть в нем русского Ришелье? Достаточно ли только этих сведений для того, чтобы утвердиться в правильности и допустимости подобного взгляда на личность Нащокина? Что на деле могло послужить поводом для сопоставления таких разных, разделенных временем и обстоятельствами государственных деятелей? Правомерно ли примерять достоинства личности, оставившей столь яркий след в европейской истории, к не именитому, одному из подданных русского царя?
Трудность заключается еще и в том, что объем сведений о каждой личности неравноценен. Известное о Ришелье многократно превосходит известное о Нащокине. Судьба кардинала, как никакая другая, в ходе времен обрастала легендами, мифами. Его образ воссоздан в исторических хрониках, в художественной литературе. В них кажущаяся достоверность, подлинность не во всем совпадает с правдой истории, но возносит имя Ришелье на пьедестал. Другое дело Ордин-Нащокин. Многое из того, что принято считать источниками, разрозненно и отражено скупо. Становление личности, развитие карьеры, этапы государственной службы едва просматриваются.
И все же, несмотря на перечисленные трудности, попытка установить, в чем разнятся, а в чем, быть может, и перекликаются судьбы этих двух исторических деятелей, имеет особый смысл. Если сопоставление с Ришелье не лишено оснований, то открывается возможность восполнить недостающее, по крайней мере, полнее представить, каким был Ордин-Нащокин, укрепиться в правильности суждений о его достоинствах.
Если служение Ришелье и Ордина-Нащокина имело схожие черты и признаки, было бы важно понять, в силу каких причин одному удалось продвинуться далеко, а другому пришлось остановиться на полпути. Было ли появление и Ришелье, и Ордина-Нащокина на политической сцене предопределено закономерным ходом исторического процесса или в том и в другом это был всего лишь случай, эпизод?
Открытым остается, в какой мере, и был ли вообще осведомлен Ордин-Нащокин о Ришелье и его государственной деятельности? Можно ли говорить о прямом влиянии, заимствовании или переносе Ордином-Нащокиным идей, новаций, опыта Ришелье на русскую почву? В каком виде и какими путями поступали в Москву сведения о происходящем в европейских государствах? Кому и в каком объеме они были доступны? Всемирная история знает разные по масштабам явления, события, повторяемые в своей сущности. Одни в силу противоречивых обстоятельств не всегда своевременно распознавались, оставались на бумаге, другие же оказывались востребованны.
Служение Ришелье и Ордина-Нащокина разделено временем, измеряемым продолжительностью жизни одного поколения. Что и в каком виде проникало в Московию из того, чем жила Франция времен Ришелье? Эпоху Руси середины XVII века трудно назвать информационной. Определяющую роль тогда играла народная молва. Сведения передавались в пересказе, подвергаясь субъективным толкованиям заезжих иностранцев. Не вызывает сомнения их скудность, отрывистость. Смута конца XVI — начала XVII века нарушила каналы связи Руси с внешним миром. Наладить их Нащокину удалось лишь к 70-м годам XVII века, когда он был назначен на руководство в Москве. Именно при нем началось восстановление утраченных дипотношений. Была организована почтовая связь с Европой, приступили к изданию первой периодической газеты «Куранты».
Представления о Московии середины XVII века как о глухой, изолированной от остального мира окраине не лишены оснований. Многое из того, что предопределяло устои жизни других сообществ, общедоступным для москвитян не было. Борьба с «тлетворным влиянием Запада» велась всеми средствами. Особую роль при этом играли борьба с ересью, межцерковный антагонизм. «Держать границу на замке», избавлять россиян от проникновения чуждых идей, взглядов удавалось, но отнюдь не всегда и во всем. Среди москвитян были и такие, кто вопреки запретам пытался узнать, «как там у них», не отгораживался, не стремился с порога гнать от себя и других новое знание. Им было свойственно желание понять суть, ценности, смыслы полезного для устроения жизни. В этом отношении общение на пограничных с Русью рубежах, где начинал служение Ордин-Нащокин, не могло не способствовать расширению его представлений не только о том, какие там порядки, но и как экономически устроена там жизнь. Возможность воплотить нечто близкое к тому, чем руководствовался Ришелье, у Ордина-Нащокина появилась спустя полтора десятилетия после того, как кардинал ушел из жизни. Известно ли ему было о документе под названием «Политическое завещание» — авторского труда Ришелье, посвященного искусству государственного управления? На этот счет остается только строить предположения…
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин |
Приступая к сопоставлению двух личностей, следует прояснить подлинное знание о Ришелье — государственном деятеле. Что на самом деле принесло ему признание, обеспечило место в истории? В романах Александра Дюма образ Ришелье выписан настолько достоверно, насколько это отвечало художественным замыслам автора. Книги Дюма увидели свет спустя два века после кончины Ришелье. Далеко не все в них подлинно, близко к истине.
Арман Жан де Плесси, кардинал Ришелье (1585-1642), принадлежал к привилегированной части дворянского сословия, родовые корни которого вели вглубь времен, к XII веку. Происхождение открывало ему дорогу к аристократической иерархии. Стремительное восхождение к высотам власти послужило поводом для «благожелателей» относить молодого священника к «наиболее удачливым и сверходаренным». И в самом деле, карьерные ступени, какие преодолевал будущий кардинал, а затем фактический правитель Франции, подтверждают и то, и другое. Он сумел закончить Сорбонну, получить кардинальский сан, послужить губернатором Гавра, Бруажа, занять место в парламенте с «правом заседать рядом с пэрами». Свою одаренность он подтвердил тем, что к 32 годам стал епископом Люсонским, вошел в Королевский Совет, а через полгода его назначили главой, далее хранителем печати королевы-матери — Марии Медичи. Кроме того, он занял высшие должности в командовании флотом и армией. В возрасте 44 лет по приказу Людовика XIII назначен главным министром государства. Головокружительная карьера выстраивалась для Ришелье отнюдь не безоблачно, в атмосфере «ядовитой враждебности и злобы», непредсказуемых обстоятельств, угроз. Из доверенных лиц Марии Медичи он превратился в ее врага, которому она пыталась мстить до конца своей жизни. Ришелье действительно человек удачливой судьбы, но его политическое долголетие предопределяла и его одаренность. Помимо всего другого, значительного, интересного, в биографии кардинала, нас в данном случае интересуют ключевые ценности, то существенное, что определяло замыслы, планы, действия первого министра Франции.
Главное, что составляло сердцевину его политики, — «признание государственной цели превыше всякого другого соображения». Ради их достижения он требовал безусловного и полного подчинения при твердой правящей воле. Ришелье задумал постепенно заменить знать, преследующую личные интересы, чиновниками на жаловании, формируя из них дееспособные органы управления. Не сословная принадлежность, а образованность и одаренность должны предопределять роль личности во власти. Дворянству подобает нести военную службу, судьям — разбирать судебные дела — этим исчерпывалась их компетентность. «Истый государственный человек», он отводил церкви лишь ту роль, которая отвечала политическим планам государства, одновременно не допуская вмешательства в дела светские. Взгляды на внутреннюю политику были не отделимы от внешних сношений, которые Ришелье выстраивал, исходя из соотношения сил и положения дел в окрестных государствах. Его известность в Европе определялась столкновением интересов Франции в противостоянии с главными конкурентами и противниками — Австрией, Испанией, герцогствами Италии.
«Служение государству составляло основу политики кардинала-герцога: в него входили верность монархии, повиновение королю, приведение знати к подчинению, административная централизация, усиление армии и флота, деятельная борьба с Австрийским Домом, устройство внутри страны крупных престижных учреждений (Академии, королевской типографии), стремление к независимости и усилия по поддержанию в Европе французского перевеса сил» (Франсуа Блюш. Ришелье. М. Молодая гвардия. 2006.)
Наблюдения за жизнью Западной Европы привели Ордина-Нащокина к сознанию главного недостатка московского государственного управления, единственно направленного на эксплуатацию народного труда, а не на развитие производительных сил страны!…» В.О. Ключевский |
Ришелье выковал армию, морской флот, дипломатическую службу, службы осведомителей и шпионов, придавших государственному аппарату устрашающую мощь в международном плане».
«Министр-кардинал способствовал реальному участию во власти высокопоставленных чиновников; он дал им точку приложения интересов в подчинении государству, в котором король является лишь первым служителем».
Многое в судьбе Ришелье проясняет оставленное им «Политическое завещание», написанное «с той целью, чтобы прошлое служило правилом будущему». Это своеобразное пособие в управлении государством содержало ряд установок, практических наставлений о том, каким надо быть правителю, каких норм, принципов следует придерживаться. «Государственные интересы должны быть единственной точкой отсчета для тех, кто управляет государством». На смертном одре, когда его попросили о прощении тех, кто ему нанес вред, Ришелье произнес: «У меня никогда не было других врагов, кроме врагов самого государства».
Ближний боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин не оставил трудов, где бы целостно были отражены его взгляды. Дошедшие до нас доклады, письма, отклики позволяют, однако, систематизировать то, какие подходы, идеи, проекты закладывал он в основу государственной деятельности. Видный российский историк конца XIX — начала XX вв. В.О. Ключевский проделал эту работу, выделив наиболее существенное, то главное, из чего складывалось его служение:
«Ордина-Нащокина преобразовательная программа свелась к трем основным требованиям: к улучшению правительственных учреждений и служебной дисциплины, к выбору добросовестных и умелых управителей и к увеличению казенной прибыли, государственных доходов посредством подъема народного богатства путем развития промышленности и торговли» (В.О. Ключевский. Соч. в 9 томах. Т. 3, стр. 317-327).
«Нащокин по-своему смотрел на порядок внутреннего управления в Московском государстве — он был не доволен как устройством, так и ходом этого управления: правительственными учреждениями, приказными (чиновными) обычаями, военным устройством, нравами и понятиями общества. Не мог помириться с духом и привычками московской администрации, деятельность которой неумеренно руководилась личными счетами и отношениями, а не интересами дела».
«Во всем, и прежде всего, он имел в виду государственный интерес, общее благо, будь то заведение флота на Балтийском море, устройство заграничной почты, даже просто разведение красивых садов с выписанными из-за границы деревьями и цветами».
«Исходная точка его преобразовательных планов заключалась в том, чтобы во всем брать образец с Запада, делать по примеру сторонних чужих земель, при этом думать о том, что можно и чего не нужно заимствовать, добиваясь согласия в исканиях общеевропейской культуры с национальной ее самобытностью».
Арман Жан де Плесси, кардинал Ришелье |
«Наблюдения за жизнью Западной Европы привели его к сознанию главного недостатка московского государственного управления, единственно направленного на эксплуатацию народного труда, а не на развитие производительных сил страны… Народнохозяйственные интересы приносились в жертву фискальным целям и ценились правительством лишь как вспомогательные средства казны. Он едва ли не раньше других усвоил мысль, что народное хозяйство само по себе должно составлять один из главнейших предметов государственного управления. Нащокин был одним из первых политэкономов Руси».
«Нащокин в восемь месяцев псковского воеводства успел не только обдумать идею и план сложной реформы, но и отладить суетливые подробности ее исполнения. Здесь при участии воеводы выработаны были статьи об общественном управлении города Пскова в 17 статьях. Важнейшие положения касаются преобразования посадского общественного управления и суда и упорядочения внешней торговли — одного их самых деятельных нервов экономической жизни Псковского края».
«У Нащокина были свои дипломатические планы, свои образные взгляды на задачи внешней московской политики. Ему пришлось действовать в ту минуту, когда ребром были поставлены самые щекотливые вопросы, питавшие непримиримую вражду Московского государства с Польшей и Швецией, вопросы о Малороссии, о Балтийском береге. Обстоятельства поставили Нащокина в самый водоворот сношений и столкновений, вызванных этими вопросами».
«Он сделал несколько военных опытов, заметил недостатки в военном устройстве и предложил проект его преобразования, высказывая мысль о регулярной армии, комплектуемой рекрутскими наборами из всех сословий».
Нельзя не отдать должное сходству в подходах, замыслах, деяниях двух политиков, жизнь и служение которых определяли примерно одни и те же цели и сопутствующие политические обстоятельства. И если одному из них, Ришелье, они благоприятствовали, другому в этом было отказано. Ордину-Нащокину довелось осуществить лишь долю из того, что удалось Ришелье. Его вклад в укрепление российской государственности несправедливо мал по сравнению с тем, что привнес Ришелье в преобразование и построение современной ему Франции.
Людовик XIII, «робкий, сознававший свою умственную зависимость, слабый телом, далеко не речистый», (Новая история. Сочинения Оскара Иегереа в 4 томах. СПб, издание Маркса 1894. Т. 3, стр. 322) нашел в себе силы противостоять весьма влиятельной знати, возглавляемой его матерью, королевой Марией Медичи. Монарх чувствовал потребности «в человеке сильном, таком, кто один способен нести бремя правления благодаря своему государственному уму и силе воли». Во главе государства Ришелье оставался на протяжении 18 лет.
По-другому складывались судьба и служение Ордина-Нащокина. При том, что «не слишком образованный и не очень одаренный» русский царь по своим качествам мало чем отличался от Людовика XIII, Алексей Михайлович стремился не просто царствовать, но и править. Деятельность Ордина-Нащокина в качестве главы правительства продлилась около четырех лет. Однако по-настоящему плодотворным был лишь первый год его нахождения в верховной власти. Мелочная опека, «повеления и хотения» дестабилизировали, укрощали моральный дух первого министра. Ему так и не дали довершить намеченную им программу преобразований. Винить Нащокина в этом нет оснований, тем более искать тому причину в свойствах его характера. Ордину-Нащокину на самом деле не доставало не только удачливости, но и искушенности и гибкости в политическом обхождении, в умении ориентироваться в лабиринтах власти. Были и другие обстоятельства, от него не зависящие. Алексей Михайлович не стал для Ордина-Нащокина твердой опорой и защитой. Самодержцу не хватало последовательности, рассудительности, а подверженность сторонним влияниям не позволяла крепко держать курс государственного корабля. Болезненную реакцию у властителя вызывало в подчиненных «высокоумие», «возношение» подчиненных, их «упорство бусурманское», когда казалось, что высоте его положения может быть нанесен ущерб. Подобные проявления царь пресекал довольно жестко, отбивая у приближенных охоту перечить, настаивать на своем. «Летось ходил дуростью, а ныне во всем желает указу»,- отмечает царь покорность князя Ф.Н. Одоевского на сделанное ему внушение. Нащокин стал воплощением качеств, какие по тем временам выступали помехой его деятельности: «развитой политический ум, способный наблюдать, понимать и направлять общественные движения, с самостоятельным взглядом на вопросы времени, с разработанной программой действий, наконец, с известным простором для политической деятельности, — целый ряд условий, присутствие которых мы совсем не привыкли предполагать в старом Московском государстве» (В.О. Ключевский. Соч. в 9 томах. Т. 3. М. 1908, стр.314-329).
Царь Алексей Михайлович |
В отличие от того, насколько это доступно в отношении кардинала Ришелье, мы лишены возможности подробно проследить многое из перипетий судьбы Ордина-Нащокина. И тот, и другой при жизни удостаивались не столько великих похвал, сколько облыжных поношений, порицаний. Одни, как уже отмечалось, возвышали Ордина-Нащокина, другие клеймили, называя новым воплощением Малюты Скуратова. «Перед всеми людьми за твое государево дело никто так не возненавижен, как я», — писал Нащокин царю. Он подвергался откровенной травле. В его адрес сыпались оскорбления, угрозы. Попытки обвинить в государственной измене звучали и раньше, но после успеха дипмиссии в Андрусове ориентация на политический союз с Польшей, меры по укреплению договора с поляками трактовались едва ли не как предательство интересов государства.
Каких только поношений ни выпадало и на долю кардинала Ришелье! В них находилось место эпитетам, сравнениям, прозвищам, имеющим отношение как к истории, так и к мифологии. Его называли тираном Дионисием, Тиберием, Иродом, Гелиогобалом…. Он и «демон среди людей», «достойный представитель Люцифера», «безрогий сатана», «князь ада» и т.п.
Кардинал отличался особыми способностями в борьбе с интригами и заговорами, умел вовремя предугадывать маневры врагов, сводить с ними счеты. Ордин-Нащокин этими качествами наделен не был, оказался в одиночестве, беззащитен. Если Людовик XIII в критический момент принял сторону кардинала и далее оставался с ним до конца, то Алексею Михайловичу не хватило ума и дальновидности последовать по этому пути. Мотивы, по которым русский царь отказался от доказавшего делом свою эффективность, преданного государевой службе боярина, выглядят отнюдь не убедительными. Недовольство, «строптивость», «обидчивость», «капризность» едва ли не единственные доводы, доступные исследователям, объясняющие его опалу. Однако относимы они лишь к поверхностным признакам. Было и это, но в какой мере подобное вступало в конфликт с нуждами государства, едва только достигшего долгожданной стабильности? Андрусовский договор стал значительной, но лишь частью решения вплетенных в тугой клубок проблем. Достигнутый дипломатический успех породил в царе иллюзию скорого преодоления и всего другого. Он стал подталкивать Нащокина к односторонним действиям, навязывая диктат по отношению к партнерам по переговорам. Такой подход лишь усугублял, отдалял решение первостепенных задач внутреннего порядка.
Читайте также:
• Русский Ришелье • Виктор ЛОПАТНИКОВ: Современность узнает себя в зеркале прошлого
По внушаемым царю подозрениям Нащокин стал слишком много брать на себя, проявлял самостоятельность в делах, пренебрегая волей самодержца. «Царской большой печати и государственных великих посольских дел сберегатель» отдавал себе отчет в необходимости последовательно решать вопросы, остававшиеся за чертой Андрусовского перемирия. Нащокин видел такие возможности в тактике, в политическом маневрировании. «С польским королем следует мириться умеренно, чтобы поляки не искали потом случая отомстить», — убеждал царя Ордин-Нащокин. Эта его позиция не встречала понимания, лишь вызывая раздражение, недовольство. В окружении царя возобладали «ястребы», для которых предшествующий трагический опыт уже во внимание не принимался, и дальнейшее отношение с польской стороной, по их мнению, следует вести с позиции силы. Между тем, Нащокин видел перспективу создания Союза двух славянских народов. В их основе общность целей, сосредоточенных вокруг Балтики, в их беспрепятственном доступе к пролегающим через море торговым путям. С одной стороны, царь подвергался давлению «сильных людей», страдавших верхоглядством, убежденных в том, что посулы, деньги способны «уломать» поляков, подвигнуть их на новые уступки. С другой — гетманы Украины, церковники правобережья запускали слухи, клевету, посчитав себя отверженными, брошенными Москвой на произвол «католицкой» Польши. Здравому смыслу места оставалось все меньше. Пространство для умеренности, для спокойной рассудительной дипломатии сужалось. Нащокин, насколько мог, убеждал: «От многих кровавых распрей посольскими трудами Господь Бог успокоит». Однако, не был услышан. Терпеть далее закулисную возню, унижения становилось выше сил. Ордин-Нащокин подал в отставку. Ушел в монастырь, постригся в монахи.
Теперь трудно доподлинно установить, шведские ли дипломаты при жизни или русские историки постфактум определили Ордина-Нащокина «русским Ришелье». Обнаружить где-либо в архивах документы, сведения, подтверждающие влияние преобразовательных идей Ришелье на политическое поведение Ордина-Нащокина, не удается. Однако, реальности Франции начала XVII века, как и Московии его второй половины, говорят о схожих обстоятельствах, в которых оказались два государства, — это состояние упадка, экономический тупик, обострение внутренних противоречий, внешние угрозы. Абсолютная монархия, воплощенная в Людовике XIII «Справедливом» и в Алексее Михайловиче «Тишайшем», нуждалась в поддержке, в укреплении. Монархам не хватало способностей для того, чтобы управлять, преодолевать проблемы, сглаживать противоречия. Исторический опыт абсолютных монархий Европы, как и реальности русского Средневековья, убеждали, что монархическая власть, воплощенная в личности самодержца, лишь тогда в состоянии находиться на высоте, когда монарх от природы наделен способностями, собирая вокруг себя наиболее одаренных, преданных сограждан.
В том же, что касается личной судьбы Нащокина, В.О. Ключевский резюмирует: «Если Вы вдумаетесь в превратности, в мысли, в чувства, во все перипетии описанной государственной деятельности далеко не рядового ума и характера, в борьбу Ордина-Нащокина с окружающими условиями, то поймете, почему такие счастливые случайности были у нас редки». (В.О. Ключевский. Соч. в 9 томах. Т. 3, 1988. С. 329).
Тем не менее, историческая справедливость все же восторжествовала. Принадлежавшие Ордину-Нащокину идеи и ценности оказались востребованны. Спустя два десятилетия после его кончины Петр I положил их в основу своей преобразовательной программы. Жаль только, что нашему герою не суждено было об этом узнать…