Горнолыжникам предложат подстраховаться
В Госдуме ищут варианты, как сделать отдых на зимних курортах безопаснее
Горнолыжным курортам хотят вменить в обязанность предлагать туристам дополнительную страховку и предупреждать о финансовых последствиях нарушения правил, например, если человек вздумает кататься по непроторенной трассе и сломает себе ногу. Также надо усилить контроль исполнения компаниями ГОСТов, которые предписывают оборудовать для попавших в беду туристов пункты обогрева и оказывать им доврачебную помощь. Как повысить безопасность российских зимних курортов и качество медобслуживания туристов, обсудили в Комитете Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Итоговые предложения отправят в Минэкономразвития, рассказала «Парламентской газете» заместитель председателя комитета Наталья Костенко.
- Наталья Васильевна, готовы ли российские зимние курорты к зиме?
- Сезон уже стартовал. Всего у нас 220 горнолыжных и зимних курортов, которые в течение года посещают около 10 миллионов человек. На этих выходных заработал кавказский горнолыжный курорт «Архыз», 23 декабря откроются южные — «Красная поляна», «Роза Хутор». Еще раньше заработал сибирский курорт «Шерегеш» на Кузбассе, в этом сезоне там открывают 90 новых мест размещения на пять тысяч мест. Прекрасно, что горнолыжные курорты развиваются, причем повсеместно, так как активный отдых полезен для здоровья.
Но мы выявили и ряд проблем, которые могут, наоборот, приводить к неблагоприятным последствиям для здоровья туристов. Вопрос медицинского обслуживания остается непродуманным. Даже в крупных туристических центрах медицинская инфраструктура заточена на обслуживание местных жителей. Она ограничена стандартами обслуживания — в районах должно быть определенное количество медучреждений, бригад скорой помощи, врачей, аппаратуры на определенное количество жителей. Тем временем в день на горнолыжных спусках может происходить немало несчастных случаев. Поэтому люди в поликлиниках и на морозных спусках могут проводить в ожидании помощи до 10 часов и больше.
Понятно, что поликлиники не могут набирать штат только на зиму или закупать оборудование, которое будет работать только три месяца в году. Поэтому мы с горнолыжными курортами и Минэкономразвития серьезно задумались, что можно сделать, чтобы повысить качество, безопасность зимнего отдыха другими способами.
- И что вы предлагаете?
- Мы рассматриваем разные инструменты, в том числе механизм дополнительного страхования, чтобы компенсировать в первую очередь дорогостоящие расходы на транспортировку. Вызов вертолета на склон может стоить 200—250 тысяч рублей. Или, например, в «Шерегеше», который и обратился к нам с этой проблемой, в тяжелых случаях приходится везти людей в Новокузнецк за 180 километров, а тариф ОМС не покрывает эти расходы. Поэтому привлечь частные медкомпании к этой работе путем заключения договоров на обслуживание с дирекцией курорта не получается — тариф ОМС не покрывает расходы на бензин и медперсонал.
К тому же есть люди, которые целенаправленно подвергают себя дополнительному риску — выходят на склон без шлемов, занимаются фрирайдом, то есть катаются на необработанных склонах, не зная, что находится под слоем снега, насколько он плотный и насколько это опасно.
Поэтому мы предлагаем записать в законе о туризме, что продавец туруслуги — как правило, это сам горнолыжный курорт или туроператор — должен в обязательном порядке рассказать клиенту о существующих рисках и предложить ему оформить полис добровольного страхования. По расчетам самих курортов, это может прибавить к стоимости путевок где-то 100 рублей в день. Пусть человек сам выбирает — хочет десять часов просидеть в очереди либо быть без проблем эвакуированным в частную клинику, с которой заключен договор, а потом в аэропорт и домой за счет страховой компании, а не личных денег. Это, кстати, работает в формате эксперимента на двух курортах Северного Кавказа, но количество желающих страховаться очень разное — от 10 до 50 процентов посетителей.
По моему мнению, для горнолыжников достаточно обозначить риски и предложить дополнительно оформить за небольшие деньги — 50—100 рублей — страховку, которая компенсировала бы в первую очередь транспортные расходы.
Но есть виды туризма, где очень высокий риск травм и где, я считаю, можно было бы предусмотреть обязательное включение страхования в туристический продукт. Например, по моему мнению, без страховки нельзя выпускать на маршрут альпинистов. Ведь если с человеком что-то случится, его понадобится спасать за огромные деньги и расходы лягут либо на государство, либо на компанию-поставщика туруслуги, либо на него самого или его родственников.
Также мы рассматриваем возможные исключения из правил программы ОМС. Все-таки для крупных туристических центров, где сезонно число людей может прибывать в разы больше, чем живет местных жителей, должны действовать отдельные стандарты оказания медпомощи и оснащения необходимой инфраструктурой.
Другой вопрос, что должна быть повышена ответственность и самих владельцев горнолыжных курортов. У нас есть ГОСТ, который им предписывает иметь спасателей, пункты доврачебной помощи, пункты обогрева, так как людям приходится ждать помощи на холоде. Но владельцы подъемников зачастую отказываются выполнять требования под предлогом того, что стандарт написан для горнолыжных комплексов, а они к таковым не относятся. Так что необходимо уточнить и расширить стандарт в этой части для однозначного его толкования.
Параллельно нужно развивать медицинскую инфраструктуру непосредственно на территории курортов. Если будет дополнительное страхование — появится интерес у частных компаний и самих курортов получать медицинскую лицензию и открывать медучреждения. Например, в «Красной поляне» медицинская помощь входит в стоимость туруслуги. На территории есть три медицинские организации. Но это частный случай.
Кстати, одно из предложений, которое мы сейчас обсуждаем, — расширение использования туристического сбора на создание не только градостроительной инфраструктуры, но и дополнительной медицинской.
Нужно, чтобы рядом со спусками появлялись частные клиники, которые будут в том числе оказывать услуги за счет ОМС. Сейчас запланировали построить два больших курорта на Камчатке и в Адыгее по линии корпорации «Туризм.рф». Хорошо бы заложить медицинскую инфраструктуру непосредственно в момент проектирования. По идее, такие расходы должны нести сами компании. Хотя и господдержка может быть.
Сейчас смотрим, как решить проблему со всех сторон. Думаю, что правда будет где-то посередине. Мы провели несколько совещаний и отправим итоговые предложения в Минэкономразвития.
Читайте также:
• Туроператорам хотят дать право вернуть долги туристам попозже • Как провести новогодние праздники в Крыму
- Президент поручил Правительству проработать предложения о туристическом кешбэке, в том числе детском — за путевки в детские лагеря. Известно ли, что решили?
- Сейчас проходит реформа туристического направления. После упразднения Ростуризма все его полномочия и бюджет должны перейти Минэкономразвития до 1 марта. И уже министерство будет решать, как потратить деньги, предназначенные на туристические проекты в следующем году, — около 25 миллиардов.
Мы в комитете настаиваем, чтобы в следующем году туристический кешбэк сохранился, но чтобы были кардинально пересмотрены подходы к нему. В том виде, в котором он существовал и каким его планировал сохранить Ростуризм, — это финансирование всего и вся, и нас это не устраивает.
Мы считаем, что однозначно нужен детский кешбэк, так как это одновременно поддержка отрасли детского отдыха и родителей, которые могут отправить детей отдыхать по более низкой цене. А в остальном на туристический кешбэк не должен претендовать кто угодно. Если люди могут позволить себе жить в пятизвездочной гостинице, они могут обойтись и без кешбэка. А с помощью него нужно поддерживать приоритетные, новые направления туризма, например, агротуризм, а также отдельные категории населения, например, многодетные семьи, пенсионеров.
Ещё материалы: Наталья Костенко