Все о пенсиях в России

два дня назадДепутат Говырин рассказал, как увеличить будущую пенсию

два дня назадРасчет взносов по договорам долгосрочных сбережений освободят от НДС

два дня назадГосдума просит установить компенсацию за задержку выплат пенсий «Почтой России»

Главный голос эпохи

В октябре исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Борисовича Левитана

18.10.2014 15:56

Главный голос эпохи
 

В сентябре 1931 года возле ком­наты приемной комиссии сто­яло несколько десятков дорого и модно одетых мужчин и женщин. Пришедшие по объявлению о конкур­се дикторов радио обратили внимание на двух молодых людей провинциаль­ного вида. Они подошли к столику, за которым сидела девушка-секретарь: «Запишите нас, мы пришли к вам на работу устраиваться — дикторами».

В толпе присутствующих раздался смех. Несмотря на странноватый вид и явное «оканье» их фамилии запи­сали. Прождав несколько часов, при­ятели вошли в комнату. С юношей по имени Сергей вопрос решился очень быстро: он не выговаривал несколь­ко звуков и оказался, что называется, «профнепригоден». Его товарищ Юрий прочитал стихотворения Пушкина и Маяковского и произвел на экзаме­наторов сильное впечатление. Юно­ша выделялся среди многочисленных конкурсантов необычайно красивым и зычным голосом. Его зачислили стажером Радиокомитета с испыта­тельным сроком, за который он дол­жен был избавиться от «областного речения»… Обладателем уникального голоса был Юрий Левитан.

Он родился 19 сентября (2 октября) 1914 года во Владимире в семье порт­ного. Отношение к искусству в семье имел только дядя со стороны матери, Лев Юрьевич Захарович, прививший племяннику любовь к поэзии, театру, пению. В старших классах Левитан был непременным участником всех школьных самодеятельных постано­вок. Все друзья и знакомые в один голос прочили ему карьеру артиста. Окончив школу, он с приятелем Серге­ем поехал поступать в кинотехникум. Уже на первом экзамене стало ясно, что, несмотря на прекрасный голос, худого, «окающего» паренька в очках на учебу не примут. Сергей тоже про­валил экзамен. Возвращаться во Вла­димир, да еще потерпев поражение, не хотелось. Случайно попавшееся на глаза объявление о наборе в группу радиодикторов решило дальнейшую судьбу Левитана.

Ему, не имевшему в Москве жи­лья, пришлось поселиться в малень­кой комнатке на последнем этаже здания Всесоюзного радиокомитета, служившей кладовкой для хранения сломанных патефонов. Туда Юрий приходил только для того, чтобы по­спать несколько часов, а все остальное время просматривал в диспетчерской какие-то тетрадки и газетные вырез­ки, учил наизусть чудные скороговор­ки и читал вслух передовицы «Прав­ды» и «Известий». Свои «университеты» дикторского мастерства он проходил, наблюдая за работой в студии своих старших коллег-дикторов и театраль­ных актеров В.Н. Пашенной, О.Н. Абдулова, В.И. Качалова и других. Благо­даря трудолюбию и фантастической работоспособности он стремительно набирался опыта. Наставники по дик­торскому искусству предостерегали Левитана от подражательства, совето­вали ему быть самим собой, исполь­зовать собственный «материал», что неизмеримо ценнее самых хороших копий. Еще во времена стажерства он усвоил один важнейший принцип: ли­бо верь в то, о чем читаешь, либо тебе не поверят.

Левитан довольно быстро избавил­ся от «оканья», но, по воспоминаниям своей старшей коллеги Е.И. Гольдиной, в первый год работы был чемпионом по ошибкам и оговоркам. Такие пер­лы, как «чудесный цветок моНГОлии», «неПРОчное зачатие Святой Девы Марии», «арагонская Охота» и многое другое, произнесенное в эфире уве­ренным тоном, заставляло людей у радиоприемников думать, что это они ослышались, а диктор произнес фразу правильно.

Он понимал, что ему необходи­мо получить высшее образование. В 1933-м он поступил на вечернее от­деление Электротехнического инсти­тута, но, проучившись два года, по­нял, что техника не его призвание. В середине 1930-х он начал заниматься в театральной школе при Театре име­ни Евг. Вахтангова. Это стало прочным фундаментом успеха, которого он до­бился в дальнейшем.

Левитан пришел в профессию в период ее формирования. Это было время многочисленных творческих дискуссий. Кто-то требовал, чтобы дикторы читали, как на митингах, другие — как драматические актеры, третьи утверждали, что диктор — не автор текста и потому не имеет права каким-либо образом выражать свое отношение к чтецкому материалу.

Первым серьезным испытанием для Юрия Левитана, определившим всю его дальнейшую творческую судьбу, были четыре с половиной ча­са 26 января 1934 года, когда он читал в прямом эфире доклад И.В. Сталина, сделанный им на XVII съезде партии. Он выдержал этот экзамен, не сделав ни единой ошибки, и в девятнадцать лет получил статус «диктора №1». Дикторы «государственного уровня» в то время не могли быть беспартийны­ми. Левитан не стал исключением — в 1941-м он стал членом ВКП(б).

Юрий Левитан сообщал стране о подвигах челюскинцев и папанинцев, мировых рекордах советских летчи­ков, достижениях стахановцев. Бо­лее сорока лет он участвовал во всех радиотрансляциях парадов с Красной площади.

В 1930-1940-х советское радио из­вещало не только о победах на всех фронтах социалистического строи­тельства, но и о шпионах, вредителях, врагах народа. Левитан читал в эфире тексты, вызывавшие в его душе бурю негодования, оставаясь внешне совер­шенно спокойным. О чем он думал в редкие часы, свободные от радиоэфи­ра, сам постоянно опасаясь ареста из-за очередного доноса, остается только догадываться.

Страна слышала голос Левитана, но практически никто не знал, как он выглядит. В довоенной кинохронике он появился лишь несколько раз: в документальной короткометражке «Говорит Москва» 1939 года и двух выпусках киножурналов, поэтому о внешности Левитана довольно долго ходили легенды. Это обстоятельство очень помогло во время войны, ког­да он стал «голосом Москвы» и за его жизнь Гитлер назначил крупную сум­му в рейхсмарках…

Зима 1942 года. В радиостудии, на­ходящейся в полуподвальном помеще­нии двухэтажного дома, перед микро­фоном садится диктор. Он привычны­ми движениями раскладывает на сто­лике листы бумаги, готовится к эфиру. Еще мгновение и звучит: «Говорит Мо­сква! Говорит Москва! От Советского Информбюро!» Окончив чтение, муж­чина устало встает. Через несколько минут снова подходит к микрофону, и так по шестнадцать часов в сутки.

С первых дней войны сводки Совинформбюро стали главными ин­формационными сообщениями, кото­рые читал Левитан. Их ждала вся стра­на, слушали на фронте, в партизан­ских отрядах, в тылу. Военное время потребовало другого звучания, других интонаций. И Левитан нашел их. Осо­бенно трудно было читать сводки об отступлении нашей армии, оставлен­ных городах, многочисленных людских потерях. В это время в его голосе зву­чало ледяное спокойствие, за которым слышалась вера в будущую победу.

Осенью 1941 года вести передачи из Москвы стало технически невоз­можно — радиовышки были хорошими мишенями для вражеской авиации. В сентябре Левитана перевели в Сверд­ловск, откуда вещание было продолжено. Пребывание его в этом городе было строжайше засекречено. Для всей страны он по-прежнему находил­ся в Москве. В марте 1943-го он пере­езжает работать в Куйбышев. Только летом 1943-го Левитан возвратился в столицу.

5 августа 1943 года над Москвой прогремел первый за время войны салют в честь взятия советскими во­йсками Орла и Белгорода. Левитан вспоминал об огромной радости, которую испытывал, читая приказ И.В. Сталина. 9 мая 1945 года он про­читал приказ Верховного Главноко­мандующего № 369, возвестивший об окончании войны.

«Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Мо­сковское время 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом кос­мического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич».

С осени 1957 года Левитан изве­щал мир обо всех успехах советской космической программы. После со­общения о полете человека ликовал не только весь Советский Союз, радовал­ся весь земной шар. Юрий Борисович был знаком с большинством советских космонавтов, а с некоторыми из них общался довольно тесно. Летчик-кос­монавт А.А. Леонов в одном из интер­вью сказал: «Я запомнил его (Левитана. — Е.Х.) как очень интеллигентного, вос­питанного, мягкого и симпатичного че­ловека, И еще. У него были искрометно быстрая реакция на жизненные ситу­ации, веселый нрав. Он шутил, порой довольно остро, но не обидно, и был очень компанейским собеседником».

Он часто расспрашивал людей раз­ных специальностей о тонкостях их занятий, и это было не из вежливо­сти. За долгую дикторскую карьеру ему приходилось читать информации о самых разнообразных сферах чело­веческой деятельности. Поэтому он стремился быть по возможности ком­петентным в той области, о которой ему предстояло сообщать слушателям. Коллеги Юрия Борисовича отмечали у него редкое умение читать «чужое» как «свое».

Существовал стереотип: в исполне­нии Левитана должны звучать сводки Совинформбюро или «Стихи о совет­ском паспорте». Разрушая это клише, Юрий Борисович записывал в студии Литературно-драматического веща­ния произведения Р. Рождественского, Е. Долматовского, К. Симонова, Б. Па­стернака. Читал он и Маяковского и однажды выбрал для записи одно из самых лирических и философских стихотворений поэта — «Хорошее от­ношение к лошадям».

Актер Ростислав Плятт, принятый в группу радиодикторов вместе с Ле­витаном, вспоминая о тех временах, удивлялся, насколько тот был предан работе, и задавался вопросом, была ли у него своя собственная домашняя жизнь. Юрий Борисович действитель­но всего себя отдавал работе. Женился он довольно рано на студентке Инсти­тута иностранных языков. В 1940-м у них родилась дочь Наталья. Потом была война, многомесячная команди­ровка в Свердловск и почти круглосу­точная занятость на работе. В после­военные годы Левитана могли срочно вызвать в радиостудию из театра или из-за праздничного стола. Семейная жизнь не выдержала таких испыта­ний, и после 11 лет брака супруги раз­велись. Левитан больше не женился. Он жил в одной квартире с дочкой и тещей Фаиной Львовной, обожавшей своего зятя. В 1970-м родился внук Боря, в котором Юрий Борисович не чаял души.

В 1970-х Левитан появлялся в радио­эфире не так часто, как раньше. Ново­му времени требовались новые голоса. Заполнить освободившиеся часы помо­гали встречи со слушателями, прохо­дившие в различных городах СССР, на которые он всегда ездил очень охотно. Кто-то из любителей точных цифр подсчитал, что за свою творческую карьеру Левитан выходил в радиоэфир более 60 тысяч раз! В 1944 году Юрий Борисович получил свою первую пра­вительственную награду — орден Тру­дового Красного Знамени, а в 1980-м ему и О.С. Высоцкой, первым из дик­торов, были присвоены звания народ­ных артистов СССР…

Знал ли он себе цену? Представлял ли реальный масштаб таланта и ав­торитета, который имел во властных структурах? Конечно, знал и понимал, только никогда не давал это почув­ствовать окружающим.

В декабре 1978 года Юрий Борисо­вич начал вести, как бы сейчас ска­зали, авторскую программу «Пишут ветераны». Этому предшествовал большой подготовительный этап: ис­кали верную интонацию, лейтмотив передачи.

Работал Левитан очень скрупулез­но, правили, записывали по несколько дублей и в итоге — успех. В том, что передача получилась, не сомневался никто, но такого резонанса не ожи­дали. Подготовка, как правило, шла в условиях дефицита времени, в том числе и личного, но Левитан с этим не считался. Неудовлетворенность результатами своего труда была за­логом развития и совершенствования передачи.

Первые же выпуски «Пишут ветера­ны» нашли широкий отклик среди слу­шателей, и письма хлынули потоком. Юрий Борисович не мог прочитывать всю редакционную почту, но посла­ния, адресованные лично ему, а тем более содержащие какие-то просьбы, читал, старался ответить адресату и по возможности помочь в сложной жизненной ситуации. Письма, направ­ленные в местные органы власти, с подписью Левитана редко оставались без внимания.

В последнюю свою поездку в Бел­город он собирался, как всегда, с большим воодушевлением: 40-летие Курской битвы, много торжественных мероприятий. А главное — его ждут люди, он обещал. Очередной выпуск «Пишут ветераны» он записал заранее, ведь в день эфира он должен был быть с теми, кто воевал на Огненной дуге. Несмотря на плохое самочувствие, по­ехал. 3 августа 1983 года он выступал перед многотысячной аудиторией во Дворце культуры в селе Бессоновка. Как всегда, под рукоплескания сошел со сцены. А вечером случился сер­дечный приступ. Он умер 4 августа в Октябрьской районной больнице от обширного инфаркта.

Последняя передача вышла после смерти Юрия Борисовича. Левитана уже не было среди живых, но его голос жил в радиоэфире. Голос, который более полувека являлся одним из символов нашей страны.

Елена Харитонова
(В публикации использованы фотодокументы из собрания Центра хранения электронных и аудиовизуальных документов Москвы.)
 
 Диктор Всесоюзного радио Ю.Б. Левитан. Москва. 1944-1945 годы. 0-43839
Левитан 
 
Коллектив отдела выпуска радиопередачи «Последние известия» Всесоюзного радио поздравляет диспетчера А.И. Кирсанову (в центре) с днем рождения: зам. начальника отдела З.М. Перцовская, диктор Ю.Б. Левитан, начальник отдела М.Б. Киперман, диктор В.М. Фунтов. Москва. 1972 год. Автор В.В. Ахломов. 0-116355
Левитан
 
Дикторы Всесоюзного радио Ю.Б. Левитан и О.С. Высоцкая.Москва. 1973 год. Автор Б.Е. Вдовенко. 0-81291
Левитан
 
Летчик-космонавт, Герой Советского Союза В.И. Севастьянов, диктор Всесоюзного радио Ю.Б. Левитан и журналист Т.В. Машкевич на открытии Космических чтений. Москва. 1972 год. Автор И.И.Гольдберг. 1-6304
Левитан
 
Диктор Всесоюзного радио Ю.Б. Левитан на сцене Зеленого театра в День массовых антивоенных выступлений. Москва. 1981 год. Автор В.П. Ситников. 1-39516
Левитан
Читайте нас в Одноклассниках