Гидов научат работать с пожилыми туристами
Предложения сенаторов по развитию социального туризма направлены в Правительство
К 2035 году каждый гражданин хотя бы раз в год сможет себе позволить путешествие по России. Такая цель заложена в утверждённой Стратегии развития туризма, рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин в пресс-центре «Парламентской газеты». Добиваться этого эксперты предлагают, в частности, возвращением турпоездов и сертификацией бизнеса, работающего в сфере социального туризма.
Поездки по стране стали популярней
Россияне всё более охотно путешествуют по городам и курортам страны, отмечают эксперты. Так, по словам председателя Комиссии Общественной палаты России по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елены Суторминой, если в 2000-е годы такие поездки совершали лишь 18-23 процента наших сограждан, то сейчас — около 45 процентов. Увеличилась популярность «событийного туризма» и у граждан, и у иностранцев. «На конец 2018 года он составил примерно 30 процентов от всего рынка и продолжает активно развиваться», — подчеркнула эксперт. Одним из самых ярких примеров здесь стал чемпионат мира по футболу, прошедший в нашей стране в прошлом году.
Растут, по словам Елены Суторминой, и показатели по туризму экологическому: в полтора раза стало больше туристов в Алтайском крае (примерно 2 миллиона человек), более чем в два раза — в Иркутской области (около полутора миллионов человек). Повышается популярность религиозного туризма.
В Правительстве рассчитывают, что к 2035 году турпоездку по родине хотя бы раз в год сможет себе позволить каждый житель России. Важную роль в достижении этой цели призвано сыграть развитие социального туризма, указывают эксперты.
Сертификация бизнеса в сфере соцтуризма должна быть добровольной
Социальный туризм — это любые виды активного отдыха, расходы на которые туристам полностью или частично компенсируются за счёт средств бюджета, государственных внебюджетных фондов и работодателей. «Данный вид туризма призван обеспечить доступ к активным видам отдыха тем, кому сложно воспользоваться классическими» турпродуктами: пенсионерам, студентам, многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями», — пояснила Елена Сутормина.
Игорь Фомин напомнил: в Совете Федерации создана специальная рабочая группа по развитию социального туризма, её возглавляет председатель Комитета палаты по социальной политике Валерий Рязанский. «Подготовленные группой предложения уже направлены в Правительство», — рассказал сенатор.
Как пояснил парламентарий, первый блок инициатив связан «с поддержкой программы детского туризма». «Также мы предлагаем коллегам в Правительстве подумать над созданием аналогичных программ для людей пожилого возраста и для молодёжного туризма», — сказал Игорь Фомин.
Ещё одно предложение парламентариев — внедрение добровольной сертификации бизнеса, работающего с детьми, пожилыми туристами, людьми с ограничениями по здоровью. «Если гостиница или туроператор работает с пожилыми людьми, они должны иметь, к примеру, специально обученный для этого персонал», — пояснил Игорь Фомин. Механизм добровольной сертификации туроператоров по детскому туризму уже подготовил российский Совет туриндустрии, отметила вице-президент объединения Ольга Санаева. «В частности, мы обозначили критерии, которым нужно соответствовать, объём знаний, которыми нужно владеть, чтобы работать в этой нише», — пояснила она.
Также в Совете Федерации подготовили предложения по повышению квалификации кадров в сфере социального туризма. «Для тех же гидов, работающих с пожилыми людьми, людьми с ограничениями по здоровью, можно было бы организовать специальные курсы. Конкретные предложения были проработаны с Минтрудом», — сказал Игорь Фомин.
По мнению председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова, развитию социального туризма могло способствовать возвращение так называемых туристических поездов, курсировавших по стране во времена СССР. «Стоянки туристических поездов были в Волгограде, Пскове, Бресте. Почему такой вид туризма не возрождается, он ведь мог бы стать социальным? — поинтересовался он. — То есть доступным для тех категорий, которые не могут себе позволить классические турпродукты».
На пользу детскому туризму, по словам Янкова, пошло бы разрешение использовать школьные автобусы для перевозки групп детей не только на учёбу. «Сейчас такие автобусы можно использовать только для поездок в школу. Но почему нельзя возить на них детей, к примеру, на экскурсии в выходные?» — спросил эксперт.