ГИБДД запретит водителям заниматься «свапингом»

В ведомстве озаботились проблемой замены двигателей в отечественных авто на более мощные импортные

09.10.2024 12:47

Автор: Николай Козин

ГИБДД запретит водителям заниматься «свапингом»
  © freepik.com

ГИБДД запретит водителям заниматься «свапингом» — так на сленге называется замена родных двигателей автомобилей более мощными импортными установками. Под «свапинг» отведен большой сегмент рынка: существуют даже целые компании, занимающиеся поставками двигательных комплектов (сам мотор, коробка передач и так далее) и их установкой в отечественные авто. Стоит процедура недешево, а используется широко, в частности, представителями автоспорта, автомобильными блогерами, создателями концепт-каров, выставочных эксклюзивов и так далее. Да и автолюбители нередко к ней прибегают, например, когда родной движок поврежден и проще его поменять, чем чинить. Чем «свапинг» не угодил ГИБДД и что по этому поводу думают представители экспертного сообщества — разбиралась «Парламентская газета».

Легализовать «техническое творчество» больше не удастся

Поправки, предложенные ГИБДД, касаются постановления Правительства № 413, которым регламентированы правила внесения изменений в конструкцию транспортных средств. Соответствующий проект документа опубликован на regulation.gov.ru. Текущие формулировки в ведомстве предлагают дополнить в пункт 7, в котором перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на тюнинг. Сейчас к ним относятся замена кузова или шасси на аналоги, не предусмотренные маркой, уничтожение идентификационного номера, установка грузоподъемного оборудования без оценки соответствия и изменение максимальной массы и базы в случае, если отсутствует одобрение типа транспортного средства с аналогичными характеристиками.

Если предложение ведомства вступит в силу, этот список расширится — добавится следующая формулировка: «Замена предусмотренного конструкцией транспортного средства двигателя на двигатель по одному из следующих параметров — максимальная мощность или максимальный крутящий момент, превосходящий более чем на 25 процентов любой двигатель, предусмотренный конструкцией данного типа автомобиля».

Как отмечают составители документа в пояснительной записке, коррективы «направлены на совершенствование механизмов проверки выполнения требований к транспортным средствам».

Россияне рискуют остаться зимой без марокканских мандаринов

Кого коснутся ограничения?

Практика, на которую обратило внимание ГИБДД, не такая уж нишевая. На сленге она называется swap engine, или «свап» — замена двигателя. В интернете, например, можно без труда найти десятки сайтов, где можно купить так называемые свап-комплекты — моторы и коробки передач от американских, европейских и японских производителей. Стоимость их варьируется от 50 тысяч до 200 тысяч рублей и выше.

Специалисты, впрочем, отмечают, что большой части водителей новый запрет не коснется, а вот многочисленное и многообразное «народное творчество» погубит напрочь.

«Дело в том, что у нас в действующих технических регламентах и так не предусмотрена замена родного двигателя на неродной, — пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцэер. — То есть если «штатный» мотор сломался, мы имеем право заменить его только на аналогичный. С другой стороны, да, сейчас установку другого агрегата, в том числе более мощного, можно легализовать. Правда, для этого нужно пройти отдельную процедуру легализации транспортного средства, заново получить все необходимые сертификаты, доказать, что установка этого двигателя безопасна и не приведет к возникновению нештатных ситуаций. Это сложно, долго, дорого, но по крайней мере такая возможность есть».

Массовой историей «свапинг», по словам эксперта, никогда не был: им занимались в основном народные умельцы, автомобильные блогеры, создатели концепт-каров и выставочных эксклюзивов. Поэтому зачем его понадобилось окончательно и безальтернативно запрещать, не совсем понятно.

«К сожалению, у нас практически весь автомобильный тюнинг сегодня загнан в какие-то чрезвычайно жесткие и не вполне оправданные рамки, — констатировал Ян Хайцэер. — И ситуация, судя по всему, становится только хуже».

Сейчас предложенные ГИБДД поправки находятся на стадии публичного обсуждения. Его окончание запланировано на 21 октября.

Читайте также:

• 60 процентов автомобилей в российских таксопарках будут изношены к концу 2024 года