Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

ГИБДД: от конки до беспилотника

85 лет назад 3 июля постановлением Совета народных комиссаров СССР утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции

03.07.2021 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

ГИБДД: от конки до беспилотника
  © Мамонтов Сергей/Фотохроника ТАСС

В первом своде Правил дорожного движения речь шла в том числе об извозчиках и ручных повозках, которым пешеходы обязаны были уступать дорогу. Сегодня дорожные полицейские следят за передвижением электросамокатов, а уже в ближайшем будущем займутся регулированием беспилотников… Накануне юбилея ГИБДД наше издание вспомнило историю создания ведомства и последние изменения в Правилах дорожного движения.

От первого светофора до первого лишения прав

В 1920 году на московских улицах появились первые светофоры, которые регулировали движение людей и транспорта. Через два года на перекрёстках начали работать женщины-регулировщики.

3 июля 1936 года Совет народных комиссаров СССР постановлением №1182 утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». В том же году вышел и указ о формировании первой организации, называемой ГАИ, в структуре НКВД, которая разрешала аварийные дорожные ситуации.

«Всё уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка — извозчику, извозчик — автомашине, а автомашина общего назначения — всем машинам специального назначения и автобусу».

(из Правил дорожного движения, 1936 год).

Новый отдел НКВД активно начал разрабатывать технические нормы эксплуатации автотранспорта, контролировать подготовку шофёров и бороться с авариями: стал вестись учёт дорожных происшествий, анализ их причин, виновные привлекались к ответственности.

В годы Великой Отечественной войны сотрудники ГАИ осуществляли мобилизацию автотранспорта для нужд фронта, вели учёт горюче-смазочных материалов, руководили подготовкой военных водителей, проводили выбраковку и списание автомобилей с целью их точного учёта, решали вопросы упорядочения работы автотранспорта.

В послевоенные годы Госавтоинспекция принимала участие в восстановлении страны, одновременно развивалась и сама служба. С увеличением количества автотранспорта потребовалось новое регулирование. Так, в 1956 году постановлением Совета министров РСФСР инспекторы получили возможность лишать водителей прав за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать управление без водительских удостоверений. В 1959 году СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

Пьяного водителя хотят распознавать незамедлительно

Уже в 60-е годы было принято первое постановление «О мерах по усилению борьбы с аварийностью на автомобильном транспорте». В начале 70-х появились жёсткие правила проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов, новые правила регистрации и учёта автотранспортных средств. В 80-е годы началось создание общегосударственной информационно-поисковой системы учёта транспортных средств, водительских удостоверений, случаев нарушений Правил дорожного движения, ДТП и др. Прообраз автоматизированной информационно-поисковой системы «Розыск» был создан своевременно: в 90-е годы начался вал хищений автотранспорта.

© Уткин Игорь/Фотохроника ТАСС

«На местах тогда очень чётко почувствовали влияние Главка, новых идей и технологий. Новеллы шли постоянно. Они были заметны не только работникам ГАИ, но и всему населению. Начался диалог с народом… Прежде Госавтоинспекция могла влиять только на человека, на профессионала. Теперь же она взяла всю комплексную систему обеспечения безопасности дорожного движения на себя», — писал в воспоминаниях руководитель ГАИ в 1990-2003 годах Владимир Фёдоров.

Экзамены на права в виде, приближенном к современному, вводились в последнем десятилетии прошлого века. В 1997 году установлен современный порядок сдачи практики вождения в два этапа: площадка (автодром) — город.

1 июня 1998 года вышел приказ МВД России №329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России». А 15 июня Указом Президента РФ №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД МВД Российской Федерации) — специальный орган, осуществляющий контрольные, надзорные и разрешительные функции в обеспечении безопасности дорожного движения. Статус этой структуры повышен до уровня министерств и ведомств, что усилило её влияние и подняло её престиж.

Скрытый надзор и нулевая смертность в ДТП

Сегодня в России действует Стратегия безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы. Согласно документу, за это время предполагается «реализация комплекса практических мер, оказывающих непосредственное воздействие на безопасность дорожного движения». В частности, изменение поведения участников дорожного движения, повышение защищённости от ДТП, прежде всего детей и пешеходов, совершенствование улично-дорожной сети и системы управления безопасностью дорожного движения, развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в ДТП.

Одна из главных задач — стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году. Так, целевым ориентиром на 2024 год устанавливается показатель социального риска, составляющий не более четырёх погибших на сто тысяч населения.

Современная ГИБДД идёт по пути цифровизации. Большинство услуг и сервисов можно получить удалённо, включая оформление и замену водительских прав, постановку и снятие с учёта авто, информацию о нарушениях ПДД и оплате штрафа. А в ближайшее время будет запущен сервис по обжалованию штрафов через портал госуслуг — соответствующее постановление, утверждённое Правительством, вступит в силу 1 сентября 2021 года. Ранее Госдума приняла поправки в КоАП, позволяющие обжаловать штрафы в электронной форме.

Если автовладелец согласится получать уведомления только через госуслуги, документ о штрафе будет считаться вручённым ему на следующий день после поступления в систему. Если такого согласия он не давал, штраф считается вручённым, если гражданин зашёл в личный кабинет хотя бы раз в течение семи дней после размещения документа. В противном случае вместо электронного штрафа придёт обычное бумажное письмо. В десятидневный срок после получения уведомления можно подать электронную жалобу, ясно и подробно изложив факты, по которым заявитель не согласен с выставленным ему взысканием.

Ряд штрафов — за самые грубые нарушения, за которые предусмотрено лишение прав, — можно будет обжаловать, но не получится оплатить с пятидесятипроцентной скидкой в течение 20 дней. Так, к их числу с мая этого года вслед за проездом на красный, движением по встречке и превышением скорости более чем на 40 км/ч отнесли пересечение железнодорожных путей вне переезда или при закрытом шлагбауме.

В России могут увеличить максимально допустимую скорость на некоторых дорогах до 150 км/ч

«При грубых нарушениях, а это как раз такой случай, 50-процентный дисконт не действует», — пояснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

В начале июня МВД опубликовало проект приказа, регламентирующий порядок надзора за соблюдением ПДД. Одно из самых резонансных нововведений документа — положения о «скрытом надзоре». При таком типе работы сотрудники ДПС смогут пользоваться патрульным автомобилем без специальной цветографической схемы и не носить форму, но им нельзя будет останавливать авто и оформлять нарушения. В данном случае право полицейских — лишь зафиксировать нарушение, в том числе опасное вождение и разговор по мобильному телефону за рулём, для последующей передачи информации другим нарядам, которые при необходимости задержат водителя и составят протокол.

© АГН Москва

Третий год в России идёт реализация федерального проекта «Безопасность дорожного движения» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Перед Госавтоинспекцией поставлены новые задачи по совершенствованию профилактической, организационной и управленческой деятельности, воспитанию правового сознания участников дорожного движения.

Поскольку участниками дорожного движения все граждане так или иначе становятся ещё с детства — сначала в качестве пешеходов и пассажиров, а затем, возможно, и водителей, — в ГИБДД поддерживают идею возвратить в российские школы уроки вождения, как это было в СССР. По словам главы Госавтоинспекции Михаила Черникова, в стране действует одно из самых массовых подростковых движений — «Юные инспекторы движения». Его участниками являются более 433 тысяч подростков по всей России. Ребята изучают ПДД и основы безопасного поведения на дороге.

«Получивший профессию водителя выпускник сможет быстрее реализовать себя как специалист и начать работать, — сказал Черников РИА «Новости». — Несовершеннолетний, прошедший поэтапную подготовку, не только сможет без труда сдать экзамен в автошколе и получить водительское удостоверение, но и, вероятно, станет достаточно грамотным, подготовленным участником дорожного движения».

«Умным» дорогам — «умный» транспорт

Изменения в ПДД и другие нормативные акты, касающиеся деятельности ГИБДД, часто вносит технический прогресс. Сейчас активно обсуждается регулирование работы электросамокатов — нового средства передвижения, ставшего, по сути, одним из видов городского транспорта. Пока, правда, это нигде не зафиксировано и самокатчики формально считаются пешеходами.

Электросамокатам отвели «бесполетные» зоны

В Общественной палате предлагают ввести в ПДД термин «средства индивидуальной мобильности», в крупных городах создают «бесполётные зоны» для самокатов, а в московских парках ограничивают для них скорость. Ещё одно предложение — разрешить садиться на самокат с 14 лет, причём в защитной экипировке. Но подобное регулирование — пока вопрос будущего.

«Водители электросамокатов, объём двигателей которых более 2,5 тысячи ватт, обязаны получать права категории М, так как они становятся полноправными участниками дорожного движения», — считает зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский.

Будущее в настоящем — это и про беспилотные транспортные средства. Такие уже есть. Например, в городе высоких технологий Иннополисе (Татарстан) с 2018 года работают беспилотные такси и роботы-доставщики. Зрелище своеобразное: на водительском сиденье — пусто, а руль поворачивает сам.

Пока такие авто действуют лишь в порядке эксперимента, а чтобы стать пассажиром, нужно заполнить специальное согласие. Но будущее не за горами. Как прозвучало на Петербургском международном экономическом форуме, Минтранс и Минцифры разработают стандарт для строительства в стране дорог, которые будут адаптированы для использования цифровых технологий. Трасса М-11 Москва — Санкт-Петербург («Нева») до 2024 года станет первым в стране беспилотным логистическим коридором.

Очевидно, что потребуется и новое правовое регулирование. В нём, по мнению координатора «Общества синих ведёрок» Петра Шкуматова, главный акцент должен быть сделан на безопасности всех участников дорожного движения.

«Внедрение беспилотников ставит перед нами вопросы, которые раньше не звучали. Например, об ответственности за нарушение правил. Нам говорят, что «умные» авто просто «не умеют» нарушать ПДД. Но есть правила, а есть реальность. Что делать, если авто ехало по правилам, а пешеход переходил дорогу в неположенном месте? Подобных вопросов огромное количество», — сказал «Парламентской газете» Шкуматов.

Госавтоинспекция с 2025 года планирует начать использовать при сдаче экзамена на права машины с программно-техническим комплексом, как в автомобилях-беспилотниках.

«Разработка программно-технического комплекса, предназначенного для помощи экзаменаторам при проведении практического экзамена в условиях дорожного движения, оснащение ими экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, а также разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих использование указанных комплексов, предусмотрены в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», — приводит ТАСС сообщение ведомства.

© Сергей Ведяшкин/АГН Москва

Умные технологии помогают инспекторам следить за безопасностью дорожного движения. Большинство штрафов сегодня выписывается автоматически, на основе данных видеонаблюдения. Как сообщают в дептрансе Москвы, на территории всего столичного региона успешно работает единая система видеонаблюдения. То есть весь трафик из столицы в Подмосковье и обратно отслеживается. И благодаря этому за пять лет удалось в несколько раз снизить количество угонов и повысить раскрываемость преступлений.

К единому видеопространству Москвы и Подмосковья подключилась в своё время и Ярославская область. В рамках совместного проекта МВД и столичного ЦОДД тогда в регион поступило шесть серверов, которые обрабатывали информацию с камер. Это позволило отслеживать потоки межрегионального и транзитного транспорта, анализировать дорожную ситуацию, а заодно быстро вычислять машины, находящиеся в розыске. На очереди — распространение системы «умного» видеонаблюдения на все регионы и дороги страны.