Герои космических трасс
По страницам фотолетописи отечественной звездной эпопеи

На протяжении нескольких десятилетий отечественные достижения в освоении космического пространства были источником национальной гордости. Советский Союз первым осуществил запуск искусственного спутника. Первый в мире космонавт, первая женщина на околоземной орбите, первый человек, вышедший в открытый космос, — были советскими гражданами. Единственным соперником СССР в «космической гонке» являлись США, и лозунг «Догнать и перегнать Америку!» применительно к космонавтике звучал крайне актуально.
Слава, обрушившаяся на советских «колумбов» Вселенной, была колоссальной. 108 минут полета навсегда вписали имя Юрия Гагарина в мировую историю. Вскоре после приземления ему пришлось выдержать многомесячный «марафон» по планете. Страны, президенты, премьеры, парламенты, заводы и фабрики, университеты и школы; всюду толпы восторженных людей, желающих хотя бы постоять рядом с ним. Вскоре та же „участь“ постигла и его товарищей Германа Титова, Валентину Терешкову, Валерия Быковского, Андриана Николаева, Павла Поповича и других. Космонавты мгновенно превращались в кумиров миллионов. Их портреты печатались в газетах и журналах, советские и иностранные журналисты наперебой пытались взять у них интервью, факты их личной жизни становились достоянием общественности. Однажды Гагарин признался: «До чего же надоело быть Гагариным! Хочется как все».
Миллионы писем, присылаемых космонавтам со всех концов света, — явление небывалое по масштабам и искренности выражения человеческих чувств. Трудовые коллективы Советского Союза и социалистических стран зачисляли космических первопроходцев своими почетными членами, давали их имена фабрикам, заводам, шахтам и стройкам…
В 1960-х годах сложилась церемония встречи космонавтов после завершения ими полета: самолет Ил-18 с героями дня на борту до посадки на Внуковском аэродроме сопровождал эскорт истребителей, руководители страны встре чали космонавтов, и колонна автомобилей, приветствуемая десятками тысяч человек, по Ленинскому проспекту направлялась к Красной площади. Вечером небо Москвы озарялось залпами артиллерийского салюта.
Развитие отечественной космонавтики шло семимильными шагами. 1964-й: запущен первый многоместный космический корабль «Восход». 1969-й: на орбите была собрана и начала функционировать первая в мире экспериментальная космическая станция. 1970-й: экипаж корабля «Союз-9» пробыл в космосе рекордное время — 424 часа. Американская космическая программа, соревнуясь с советской, также поражала своими достижениями. Мир узнал имена Дж. Гленна, Ф. Бормана, Н. Армстронга, Дж. Ловел-ла… В 1975 году совместный проект «Союз—Аполлон», открыл эпоху международных космических полетов, продолженную позднее программой «Интеркосмос».
Со временем успехи в освоении космического пространства стали восприниматься как что-то обыденное, хотя на борту космических кораблей возникали нештатные, подчас опасные для жизни космонавтов ситуации.
Так, в марте 1965 года во время возвращения на корабль Алексея Леонова, совершавшего первый в истории космонавтики выход в открытый космос, возникла нештатная ситуация — скафандр раздулся, и космонавту пришлось забираться в люк корабля не ногами, как предписывала инструкция, а головой вперед. Кроме того, Леонов сумел протиснуться в шлюз, изменив режим давления в скафандре и тем самым рискуя собственной жизнью.
Перед посадкой «Восхода-2» отказала автоматическая система ориентации, поэтому Алексею Леонову и Павлу Беляеву пришлось вручную ориентировать корабль и включать тормозной двигатель. В результате посадка произошла в нерасчетном районе, а из-за глубокого снега спасатели пробились к ним лишь на третий день. В ноябре 1983 года космонавтам Александру Александрову и Владимиру Ляхову пришлось с помощью подручных средств чинить скафандр. Получив разрешение на выход в открытый космос в отремонтированном костюме, Александров успешно выполнил монтаж солнечных батарей станции «Салют-7».
В 1985 году Владимир Джанибеков совершил свой пятый полет в качестве командира экипажа на корабле «Союз Т-13». Совместно с Виктором Савиных ему удалось восстановить контроль над орбитальной станцией «Салют-7», перешедшей в полностью неуправляемый режим после сбоя основного оборудования командной радиолинии, системы питания и выдачи неверных команд из ЦУПа. Продолжительность полета составила 115 суток. В истории отечественной космонавтики он до сих пор считается самым сложным с технической точки зрения.
Наряду с блестящими успехами были и утраты. В апреле 1967 года страна прощалась с полковником В.М. Комаровым — первая (официальная), но, увы, далеко не последняя потеря в отряде наших космонавтов. Преодоление земного тяготения требовало своих жертв.
А потом все закончилось. На орбиту начали летать в «дежурном» режиме, по расписанию. Сообщения об очередном запуске космического корабля ничем не выделялись в ряду прочих новостей. Перестроечный лозунг «Не надо космоса, дайте колбасы!» — окончательно обозначил приоритеты, сформировавшиеся тогда в общественном сознании.
С середины 1990-х годов берет отсчет новый этап в освоении космоса: орбитальный комплекс «Мир» (Салют-8) стал «космическим домом» не только для российских, но и для американских исследователей. На смену «Миру» пришла МКС, принявшая на сегодняшний день уже восемь космических туристов. Постепенно мы привыкли к обитаемому космосу, многомесячные космические вахты не вызывают больше восхищения. Хотя именно российские космонавты являются рекордсменами по длительности космического полета: Валерий Поляков — обладатель мирового рекорда — он провел 437 суток и 18 часов на борту орбитальной станции «Мир». Сергей Крикалев — рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе. Приняв участие в шести экспедициях, он провел на орбите 803 дня.
Соединенным Штатам удалось перегнать нас по числу астронавтов — 332. В России их 115, и они по-прежнему лучшие в мире.
Череда неудач, преследующая сегодня отечественную космонавтику вполне объяснима, — нехватка квалифицированных специалистов. Для покорения глубин Вселенной необходимы не только хорошо подготовленные и обладающие личным мужеством космонавты, но и тысячи людей, работающих в ракетно-космической отрасли, создающих технику и оборудование для полетов, обеспечивающих их безопасность. Эти люди становятся новыми героями, продолжающими в сегодняшних условиях на энтузиазме и старой закалке развивать былое могущество одной из ведущих космических держав.