Где приземлиться многодетной семье?
Право на бесплатные земельные участки у многодетных семей появилось ещё в 90-х годах, но его реализация до сих пор вызывает массу проблем
Нельзя сказать, что за прошедшие годы выдача земельных участков многодетных семьям было поставлено на поток и сегодня семьи с появлением третьего ребёнка без проблем получают благоустроенные наделы для создания родовых гнёзд. Вместо этого большинству приходится ожидать по многу лет обещанные 10-15 соток, а в итоге получать «голую» землю на болотах и пустырях без намёка на блага цивилизации в радиусе нескольких километров. «Парламентская газета» пыталась разобраться, почему так происходит. Короткий ответ: нет денег и возможностей у местных властей. Федеральный центр за ситуацией внимательно следит, точечно помогает решать проблемы. Но готового рецепта, который устранит весь ворох сложностей в этой сфере, пока, кажется, ни у кого нет.
Ресурсов нет нигде
За шесть месяцев этого года по всей стране земельные участки получили 24,5 тысячи семей. В очереди остаются ещё почти 480 тысяч, сообщили «Парламентской газете» в Министерстве строительства и ЖКХ. Только в нескольких субъектах Центрального федерального округа срок ожидания составляет от одного месяца до года. В остальных федеральных округах, как правило, люди ждут «приземления» от двух до пяти лет.
Об этом первый зампред думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева рассказала в прошлом году на «круглом столе» в Госдуме, посвящённом проблеме обеспечения многодетных семей участками. По её словам, ключевая причина таких задержек — нехватка ресурсов, на что депутатам пожаловались почти все регионы. Под ресурсами понимаются деньги и земля. Ни того, ни другого на местах нет. В нормативном плане тоже бардак: нет единой практики по стране, редкие субъекты разработали дорожные карты для работы в этом направлении.
Но инфраструктура — самая болезненная тема: как правило, семьи получают участки, к которым не подведены ни свет, ни вода, ни канализация, ни газ. О наличии дорог, близости школ, больниц и магазинов тоже обычно говорить не приходится. Отсюда — высокий процент отказов семей от предложенных участков.
Есть и семьи, которые уже согласны взять, что дают, дабы потом продать и уже на вырученные деньги как-то поправить своё положение. Но и здесь рассчитывать особо не на что. «К сожалению, земли, которые сейчас выдаются бесплатно, это не те земли, которые очень кто-то захочет купить по достаточно высокой цене, — признавался на «круглом столе» в Госдуме в 2018 году бывший на тот момент начальником Управления земельных отношений Росимущества Виталий Вольфовский. — То есть, продав полученный участок, многодетная семья вряд ли сможет полностью решить свою проблему».
Ввиду больших очередей в 2014 году федеральным законом была введена альтернатива: вместо участков регионы могут выдавать семьям из своих бюджетов социальные выплаты на самостоятельную покупку земли, строительство жилья или погашение части ипотеки. Многие регионы уже ввели такие меры, хотя не всем удаётся выдержать спрос. А в Москве такие выплаты «безальтернативные» — в столице вообще нет участков, которые можно было бы бесплатно отдать многодетной семье.
Очередь на пустое болото
«Отсутствие ресурсов», «недостаток средств в бюджете» — все эти констатации на казённом языке не дают осознать глубину и порой даже абсурдность проблемных ситуаций, возникающих в регионах при обеспечении многодетных семей землёй. Куда лучше это можно прочувствовать, изучив новостные сводки и обсуждения в соцсетях. Мы выбрали самые характерные и яркие сюжеты.
В Карелии десять лет назад из-за неверно проведённой границы в генплане Петрозаводска в лесной фонд попало 57 кварталов. Среди них были и участки, запланированные для безвозмездной передачи многодетным семьям. И вот на этой неделе в Заксобрании сообщили, что им удалось согласовать поправки в генплан, которые вернут земли в границы города. Надо полагать, сотни карельских семей, которые всё это время стояли в очереди, воспрянули духом.
Если углубиться в ситуацию в каждом отдельном округе, проблем можно увидеть намного больше. Во-первых — инфраструктура. В Котельниках из 56 выданных участков ни один не обеспечен электричеством, водопроводом, газом и дорожной сетью. Та же ситуация — в Дзержинском, Лыткарине и Краснознамёнске. Всего по области водопроводом обеспечены участки в девяти из 67 округов, газом — в десяти округах, причём в большинстве статистку дают один — пять участков из пары сотен выданных. Полностью благоустроены все участки только в Коломенском. И это Московская область, не самая бедная из российских регионов.
И это не все проблемы. В Подольске люди ждут участков по шесть-семь лет. Томительное ожидание накаляет обстановку: в конце мая семьи вышли на митинги. «Дети вырастают, а решить жилищную проблему так и не удаётся», — возмущались они. Мэр города оправдывался: земли-де в округе нет. Написал в Росимущество с просьбой предоставить муниципалитету два крупных участка из федеральной собственности. Судя по кадастровой карте — зелёные просторы вдали от жилых массивов. В октябре власти Подольска отчитались, что вместо 31 участка в этом году выделят 96 (в очереди стоит больше 1300 семей).
На сайте администрации Дубны — бодрые отчёты о встречах с многодетными семьями по вопросам обеспечения территорий, отданных им, инженерной инфраструктурой. Пока всё на стадии проектов: строительство дорог запланировано на следующий год, вопросы электроснабжения только обсуждаются… Радует, что в Дубне из 500 семей более 400 уже получили участки.
В Химках в 2014 году семьям по ошибке выдали участки из состава Лесного фонда, поэтому вскоре через суд эти земли у них отобрали и выдали новые, которые тоже оказались не с тем статусом, чтобы там можно было построить дом и жить.
В городке Дзержинском, что в районе Люберец, за прошедшие годы участки получили 124 семьи. У всех них началась совсем новая жизнь, ведь бесплатную землю им дали очень далеко от родных пенатов — на территории округа Шатура (около 150 километров в сторону Мурома), Озёры и Раменское (около 130 и 40 километров в сторону Коломны соответственно). Кстати, эту новость, опубликованную в «Инстаграме» дзержинской администрации, прокомментировала только одна пользовательница: «Уже три года ждём. Нет земли и всё».
Центральный федеральный округ |
17 933 |
Северо-Западный федеральный округ |
12 976 |
Южный федеральный округ | 6357 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
31 487 |
Приволжский федеральный округ | 20 699 |
Уральский федеральный округ | 14 472 |
Сибирский федеральный округ | 21 503 |
Дальневосточный федеральный округ | 6905 |
Балашиха тоже не избалована лишней землёй для многодетных. Это один из десяти округов, которым пришлось помогать за счёт областной собственности. В августе прошлого года Совет депутатов Балашихи принял в муниципальную собственность земельные участки в Шатурском районе. Всего в Шатуру, за 130 километров от родной Балашихи, должны были переехать 302 семьи.
В Санкт-Петербурге в очереди стоит больше 28 тысяч многодетных семей. Очереди едва движутся: по данным комитета соцполитики города, за последние восемь лет землю получили чуть больше двух тысяч семей. В конце октября губернатор Александр Беглов отмечал, что в следующем году поддержку в виде собственного клочка земли получат чуть больше пятисот семей.
Чтобы как-то разгрузить очереди, в Петербурге ввели альтернативные выплаты на покупку дачного участка. В частности, семьи, подпадающая под критерии, могут получить сертификат «Земельный капитал». По закону, он равен 300 тысячам рублей (сумму ежегодно индексируют, на 2019 год она составляет 355 660, 21 рубля). Этим сертификатом семья может покрыть часть или всю стоимость участка под дачное строительство или садоводство.
Поток желающих получить сертификаты оказался таким большим, что в 2018 году случился коллапс: в бюджете закончились деньги на эти цели, так что программу пришлось временно заморозить. Без скандалов не обошлось, благо в этом году сертификаты снова вернулись.
· отсутствие достаточного количества свободных земельных массивов;
· отказы многодетных от предлагаемых им земельных участков (по объективным причинам);
· отсутствие единой практики и механизма выделения и предоставления земельных участков.
В посёлке Лобва Свердловской области летом этого года власти выделили многодетным участки под строительство домов … на стадионе! Чиновники утверждали, что на этапе общественного обсуждения все были согласны с таким решением. Но местные жители стали бить в набат, ведь стадион для них — это одно из немногих мест для досуга. Впрочем, и сами получатели участков не особо радовались, ведь под травяным покрытием стадиона лежит щебень, так что выращивать овощи и фрукты там не выйдет. Воды и канализации тоже не предвидится, это признали даже местные власти. Впрочем, этих благ вообще почти ни у кого в посёлке нет, добавляли они. Из-за массового недовольства процесс передачи земли приостановили.
В Нижнем Тагиле на 789 семей было всего 277 участков. Да и те вряд ли были пригодны для обустройства: два года назад СМИ сообщали, что тагильские льготники отказались от трети бесплатных участков. «Когда тагильчане приезжают и видят чисто поле, говорят: «Мне такое не надо», — рассказывал начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Константин Никкель. Тем, кому участков не хватило, власти предлагают брать деньгами: из почти десяти тысяч семей, претендовавших в Свердловской области на участки, больше половины согласились на выплаты.
В Кемеровской области бедственное положение участков, предложенных многодетным, в 2016 году изучали активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ). По их данным, несколько семей отказались от бесплатной земли, так как она была возле болота. На других участках не было водоснабжения, и людям пришлось рыть скважины за свои деньги. Строительство детского сада в микрорайоне, где многодетным выдавали участки, отменили, потому что не заложили под него место в проекте.
Как известно, получение помощи от государства для граждан часто осложняется бюрократическим фактором. Куда обращаться, какие документы собирать и как правильно их заполнять, куда их нести, сколько ждать и куда жаловаться — известные всем вопросы. Потому в Сети распространены статьи в жанре «личный опыт» и о том, как оформить бесплатную землю для семьи. Эти тексты тоже наполнены красноречивыми описаниями.
«Ради интереса съездили посмотрели на выделенные участки, — пишет многодетная мать из Тулы на одном из форумов. — Чистое поле, строек пара-тройка семей строится из 400, воды и газа нет, но обещают, дорог тоже, электричество есть. В общем, ситуация не очень весёлая. Успокоились и забыли».
В комментариях такие же мамы делятся наболевшим: «У нас в Карелии тоже так делают. Одно но — земля без коммуникации. Вопрос очередей на землю в основном связан с тем, что все хотят с коммуникациями».
Или вот, отчаянное: «Посмотрела участки в Брянске — почти все находятся в районе расположения крупной городской свалки, там имеющиеся дома не продать, а уж уехать туда добровольно…»
А на бумаге было гладко
Безвозмездная передача государственной земли семьям, в которых растут трое и больше детей, прописана в Земельном кодексе. Текущая его версия все полномочия по этому вопросу возлагает на регионы: они сами устанавливают случаи и порядок предоставления земли.
В 2012 году Президент России подписал указ, поручив Правительству уже к июлю того же года разработать «комплекс мер по улучшению жилищных условий семей», включая создание необходимой инфраструктуры на бесплатных участках. Через год Минрегион России утвердил Методические рекомендации субъектам Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей. Это единственный документ федерального уровня, в котором затрагиваются вопросы благоустройства участков. Так, ведомство посоветовало регионам опираться при отборе участков на такие критерии, как транспортная доступность, экологическая обстановка, наличие инженерной и социальной инфраструктуры (или сроки их строительства). Также им рекомендовалось включить в региональные законы норму, по которой предоставление участков многодетным семьям возможно только после обеспечения их всеми бытовыми удобствами.
Хотя Минрегион ныне упразднён, дело его, как говорится, живёт. «В настоящее время методические рекомендации являются действующим правовым актом. Отметим, что они носят рекомендательный характер», — сообщили «Парламентской газете» в Минстрое.
В настоящее время методические рекомендации являются действующим правовым актом. Отметим, что они носят рекомендательный характер.
На вопрос издания о том, вправе ли местные власти выдавать семьям участки, не обеспеченные инженерными сетями, в ведомстве уклончиво ответили, что Земельным кодексом строительство такой инфраструктуры не предусмотрено — все вопросы отнесены к компетенции власти субъектов и муниципалитетов. То есть местные власти сами решают, на какие участки селить людей.
При этом в Минстрое признали, что одна из основных проблем в этом плане — «колоссальные затраты на обеспечение участков необходимой инфраструктурой, что связано с отсутствием средств в региональных бюджетах, так как это является их обязанностью». Софинансирование ведётся только в рамках федеральной программы «Жильё». Как пояснили в Минстрое, регионы могут направить субсидии на компенсацию процентов по кредитам, взятым на благоустройство участков для строительства жилья, в том числе предоставляемых многодетным семьям.
«В 2019 году на реализацию этих мероприятий выделено 22,460 миллиарда рублей, в 2020-м планируется выделить 25,230 миллиарда рублей, а в 2021-м — 28,340 миллиарда рублей», — отчитались в ведомстве.
Всё под контролем, но регионы должны стараться
В Госдуме продолжают отслеживать работу регионов по обеспечению многодетных семей участками, сообщила «Парламентской газете» первый зампред Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева.
По её словам, мониторинг идёт на уровне комитета и партпроекта «Единой России» «Крепкая семья». Депутаты посылают запросы в регионы, реагируют на обращения граждан, изучают повестку в прессе. «Если мы видим в СМИ какую-то информацию, что семьи получили участок в неблагоприятном месте, например, рядом со свалкой (был такой случай) — мы сами обращаемся и к главам субъектов, и в прокуратуру, чтобы навели порядок, создали комфортные условия семьям. Каждый месяц мы по этой теме куда-то обязательно направляем запросы», — заверила парламентарий.
Ольга Окунева также отметила, что тема обеспечения многодетных семей участками стала одним из разделов плана мероприятий Десятилетия детства. В рамках этого плана субъектам дан ряд поручений, а Минстрою предписано обобщить лучшие практики регионов, особенно тех, где недостаточно земель с инфраструктурой.
Вместе с тем по стране пока не сложилась единая практика законодательного обеспечения этой сферы, даже несмотря на методические указания федерального Центра. «Везде разные ситуации, — посетовала Окунева. — Есть территории, например, где при переезде из муниципалитета в муниципалитет семья теряет право на участок. Часто семьи снимаются с учёта, простояв в очереди три-пять лет и так и не получив участок, так как их детям исполнилось 18 лет».
2016 год — 129 207;
2017 год — 131 585;
2018 год — 132 323.
Держит руку на пульсе и Совет Федерации. «Во время поездок в регионы и в процессе решения экономических вопросов, которыми занимается наш комитет, нам всё время озвучивают данную проблему. Причём как власти регионов, так и семьи, которые стоят в очереди на участки», — рассказал «Парламентской газете» глава Комитета палаты регионов по экономической политике Андрей Кутепов. По его словам, к настоящему моменту сенаторы собрали и обобщили данные из регионов, «потому что любая работа начинается с изучения текущей ситуации».
По оценке Кутепова, регионы ещё недостаточно используют уже имеющиеся механизмы. «Вот когда они заработают на полную мощность, тогда и будем говорить, где нужны изменения», — ответил он на вопрос о том, нужно ли более детально прописывать в федеральных законах требования к обустройству участков.
Он также выделил несколько проблем, из-за которых в регионах не движутся очереди. Так, часть семей не может получить землю, потому что не решены вопросы с особо охраняемыми природными территориями. Вот в этом вопросе законодательные изменения точно нужны, согласился Андрей Кутепов.
«Часть земель невозможна к предоставлению, потому что не утверждены градостроительные планы и не определено точное место лесных участков, как, например, в Карелии. Здесь нужна работа с генпланами. Так что причины разные, и решать их нужно по-разному», — заключил сенатор.
Ещё материалы: Андрей Кутепов